Инструкция
1
Юный Михаил с детства жадно впитывал знания, что было не так уж легко. Его мать умерла, когда мальчику было совсем немного лет, а мачеха, будучи невежественной и неприятной особой, всячески старалась отвратить ребенка от учения. Мальчик читал украдкой, но это не помешало ему изучить лучшие на тот период учебные пособия Смотрицкого и Магницкого.
2
Трудно представить прозябание столь пытливого ума в рыбацкой деревне, и Михаил тайком сбежал из дома, чтобы получить образование. Ему удалось схитрить, придумав себе дворянское происхождение. Сначала молодой человек обучался в Заиконоспасском училище, потом в петербургском университете при Академии науке. Еще позже он был направлен на учебу в Германию. С собою Ломоносов взял трактат о поэзии Василия Тредиаковского. Это можно считать началом интереса Ломоносова к стихосложению. Хотя еще во время учебы в Москве Михаил Васильевич практиковался в составлении докладов на заданные темы в стихотворной форме. Это умение считалось весьма полезным для любого образованного человека.
3
До Ломоносова стихосложение заключалось в умении подобрать рифму в конце строки и обеспечить в строках равное количество слогов, чаще всего одиннадцать или тринадцать. Особенно популярна была смежная рифмовка (первая строка рифмуется со второй, а третья с четвертой). Для русских людей такое стихосложение было неудобным из-за того, что ударения в словах в нашем языке могут стоять на любом слоге, в отличие от других европейских языков. Стихотворные формы выходили из-под пера поэтов тяжеловесными и напыщенными.
4
Ломоносов, будучи хорошо знаком с устным поэтическим творчеством русских людей, не мог не заметить, как оно выгодно отличается от творчества придворных поэтов, которые писали оторванным от живой русской речи церковнославянским языком. Ломоносов задался целью сблизить язык литературный с языком народным. Если раньше стихотворные произведения писались чаще всего хореем, иногда ямбом, то Ломоносов смешал стихотворные размеры, применяя женские и мужские рифмы и чередуя их в самой причудливой последовательности.
5
Ломоносов разделил литературные жанры на стили или «штили». К примеру, песни и эпиграммы невозможно было сочинять высокопарным стилем, а просторечные слова не стоило употреблять, сочиняя оды для важных особ. Сам Ломоносов умело сочетал в себе талант поэта придворного, чьи оды, посвященные государыням, насыщены красочными и звонкими гиперболами и метафорами, и поэта, умело описывающего действительность с ее страшными и смешными сторонами. Оды Михаила Васильевича были весьма популярны, императрица с удовольствием цитировала из них отдельные строки. А за одну из них Ломоносов получил единовременно столько же, сколько составляло его жалование в Академии наук за 3 года.
6
В торжественных одах Ломоносова монарх, в данном случае, императрица, выступает, как благородный и мудрый правитель, под чьим руководством расцветает Русская земля. В духовных одах он рассматривает человеческую личность, как часть мироздания. Но современному человеку ближе и интереснее всего его бытовые зарисовки, стихи, посвященные отдельным личностям и оды, связанные с его разнообразными научными интересами.