Совет 1: Как изменить поведение ребенка

Когда родители обращаются за помощью к психологам, неврологам, психиатрам, зачастую они хотят, чтобы врач или специалист изменил ребенка. Это такое желание (чаще все-таки неосознанное), чтобы врач дал волшебную таблетку, и ребенок стал послушным, или нажал на кнопку где-то на ребенке, чтобы тот захотел учиться в школе или перестал драться. Так ли все просто на самом деле? Очевидно, что нет. Ребенок - часть системы "семья", что обязательно необходимо учитывать, намереваясь изменять его поведение.

Сам факт обращения к специалистам - это уже шаг в нужном направлении для положительных перемен. Но большинство родителей, приходя на консультацию со специалистом, совсем забывают, что ребенок - часть системы под названием семья. Чем младше ребенок, тем сильнее влияние этой системы на него.

Ребенок растет не в диком лесу (если речь идет все-таки о среднестатистической семье, а не семье егеря). Он растет в окружении своих родных и близких. Поэтому он перенимает семейные ценности, вырабатывает свои способы и механизмы взаимодействия с этой системой. Как и в любой другой системе, в семье крайне сложно изменить один элемент, не оказывая влияния на другие.

Вот и получается, что ходит ребенок к психологу месяцами (а то и годами) по поводу гиперактивности, например; а спокойнее так и не становится. В чем причина? Может быть и психолог не очень хороший. Но если вы уже сменили много психологов, а результата все равно нет? А причина кроется в том, что окружение, семья вынуждают ребенка реагировать на ситуации привычным образом.

Чтобы изменить поведение, повлиять на переживания ребенка, в первую очередь должны изменить свое поведение члены его семьи. Это касается не только родителей, а всех, кто тесно контактирует с ребенком. Новое поведение окружения будет вынуждать психику ребенка искать новые способы реагирования. Вот тут уже и можно учить ребенка новому поведению, излечивать его фобии и т.д. Любые занятия с психологом не будут иметь никакого эффекта, пока семья ребенка тоже не начнет меняться.

Начните с себя: вы взрослее и умнее своего ребенка, опытнее его. Тогда почему бы не перестать требовать, чтобы он начал меняться, а самим изменить свое отношение к ситуации, способы взаимодействия с ребенком. Ведь то, как вы действовали до этого, привело к неудовлетворяющему вас результату.

Не надо ставить во главу угла ребенка и винить его всегда во всех грехах. Возможно, вы сами где-то подали плохой пример или вынудили его поступить определенным образом. Например, обвиняя ребенка во вранье, вспомните, как часто вы сами лжете по мелочам? Ну не заплатили за проезд, раз контролер не заметил; или сказали утром по телефону своему боссу, что уже подъезжаете к офису, а сами только еще завтракаете.  Мелочи, правда? Но, значит, вы сами допускаете ложь в своей семье. Зачем тогда обвинять в ней ребенка? Для него мелочь - соврать, что он сделал уроки. Или другой пример: вы требуете уважения к себе как к родителям. Но при этом сами имеете ужасные отношения со своими родителями.

Ребенок - сложный организм и часть системы под названием семья. Если вы хотите изменить его поведение, будьте готовы измениться сами. Будьте готовы менять свои отношения не только с ребенком, но и с другими членами семьи. Это бывает намного труднее, чем кажется на первый взгляд. Но приносит свои полезные плоды. Намного проще втолкнуть ребенка в кабинет психолога со словами: "Сделайте что-нибудь с ним!" Только результат будет тоже намного меньше, если вообще будет.

Совет 2: Как отличить поведение жертвы

Люди в своей жизни часто носят маски и играют роли. Один и тот же человек в разных обстоятельствах и с разными людьми может проявлять себя с разной стороны. Иногда с определенной ролью человек сживается настолько, что это это становится его типичной моделью поведения. Это может быть роль спасителя, агрессора, жертвы и т.п. Поведение жертвы в обществе встречается довольно часто.

Как ведут себя жертвы



Человека с поведением жертвы несложно распознать. Как правило, на это требуется немного времени. Хотя, конечно, разным людям такое поведение может быть свойственно в разной степени - у кого-то оно активируется только в сложных ситуациях, а для кого-то это образ жизни.

Типичный человек-жертва вечно чем-то недоволен. Создается впечатление, что у него куча проблем, и у окружающих поначалу даже может возникнуть желание чем-то помочь несчастному. Однако через некоторое время они обнаружат, что в его жизни ничего не изменилось, поскольку человек обладает потрясающей способностью создавать все новые проблемы из ничего. А когда кто-то предлагает ему выход из сложной ситуации, он подробно объясняет, почему ему это решение не подходит.

В понимании человека-жертвы его жизнь целиком зависит от обстоятельств и других людей, потому как управлять ею - не в его силах. Все что он может - это приспосабливаться. Им движут внутренние установки «От меня ничего не зависит», «Я ничего не могу изменить». Если ему все же приходится в какой-то ситуации приложить усилия и изменить привычный образ действий, его охватывает беспокойство и отчаяние. Поэтому жертвы так любят откладывать дела на потом и придумывать себе оправдания.

Причины поведения жертвы



На самом деле человеку-жертве удобно жить так, как он живет, не выходя за рамки зоны комфорта. Он может даже не отдавать себе отчета в том, что мог бы легко изменить свою жизнь, если бы захотел и приложил некоторые усилия. Однако это не обязательно значит, что он специально водит окружающих за нос ради получения внимания, сочувствия и мелких выгод в виде помощи. Он действительно может быть несчастен и искренне желать перемен, но что-то ему всегда мешает. Это может быть какая-то психологическая травма из детства или более позднего периода жизни.

Например, если родители критиковали ребенка, постоянно указывали ему на его ошибки, вера в свою несостоятельность и неспособность сделать что-либо хорошо могла отложиться у него на уровне подсознания. Став взрослым, человек с синдромом выученной беспомощности часто ощущает себя неудачником, а в сложной ситуации у него рефлекторно опускаются руки и начинается паника. Чтобы как можно реже испытывать горечь поражений и чувство бессилия, он может замкнуться в себе, избегать ответственности и сложной работы, довольствоваться посредственной жизнью.

Человек с сознанием жертвы может изменить этот неэффективный стереотип поведения, если осознает его и будет стараться в привычных ситуациях вести себя по-новому, как активное действующее лицо, а не как пассивный наблюдатель. Несколько раз увидев положительный результат своих усилий и убедившись, что от него зависит очень многое, он сможет избавиться от комплекса. Если же страхи очень сильны, возможно, следует обратиться за консультацией к психологу.

Совет 3: Как изменить отношение учителя к ученикам

Отношения учителя и ученика - это та сфера психологических отношений, которая сильно влияет на результаты обучения. Но в том случае, если сотрудничество двух сторон не складывается, сторонний человек, например, родитель, может помочь изменить мнение учителя.
Инструкция
1
Обсудите со своим ребенком, а также, если возможно, и с его одноклассниками, их взаимоотношения с учителем. Это лучше поможет вам понять источник проблемы. Важно выяснить, насколько педагог добросовестен, справляется ли он с функциями контроля над детским коллективом, а также насколько сложный ему попался класс. Даже талантливый педагог может оказаться в ситуации конфликта с какой-то определенной группой учеников, обычно не отличающихся хорошим поведением и прилежанием.
2
Назначьте встречу с педагогом. Заранее подготовьте разговор с ним, чтобы выяснить суть конфликта с классом или отдельными учениками. Но имейте ввиду, что педагог может и должен обсуждать с вами его отношения с вашим ребенком, а не со всеми детьми, которых он обучает.
3
Обратитесь с завучу или директору. Изложите ему суть своих претензий, если они остались после личной беседы с педагогом. Лучше всего, если вы будете выступать от инициативной группы родителей или от школьного попечительского совета, если таковой имеется в школе вашего ребенка. В крайнем случае, если поведение такого учителя изменить не удастся, вы сможете просить о его переводе для преподавания к другому классу.
4
Если встреча с директором и учителем не принесла результатов и отношение педагога к ученикам не изменилось, обратитесь в районный отдел образования. Но там к вашей жалобе могут прислушаться в том случае, если под ней есть серьезные основания. Например, таковыми можно считать откровенно грубое или даже жестокое отношение с детьми, рукоприкладство, публичные оскорбления, низкий уровень профессиональных знаний. Если же подход учителя к преподаванию вполне адекватен, но вам или ребенку он не нравится, то решением может стать переход в параллельный класс или в другую школу под руководством новых педагогов.
Видео по теме
Источники:
  • отношения учителя к ученикам
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500