Инструкция
1
В 5 – 3 в. до н.э. территорию Китая заселяли племена, создававшие поселения из небольших глинобитных хижин. Они занимались земледелием и скотоводством, владели многими ремеслами. Созданная ими керамика получила название Яншао. Она представляет собой сосуды из бледно-желтой или красновато-бурой обожженной глины, отличающиеся необыкновенной правильностью форм. Сосуды покрывались сложными геометрическими узорами, состоящими из треугольников, спиралей, кругов и ромбов, а также изображениями животных, считавшихся покровителями племен.
2
Во 2 в. до н.э., в долине реки Хуанхэ, образовалось первое рабовладельческое государство Шан. Самыми интересными произведениями искусства этого периода были гробницы. Их центральная камера помещалась на глубине около 10 м. В ней находился двойной саркофаг, который расписывали красками и инкрустировали перламутром. В погребение помещали многочисленные драгоценные предметы, выполненные из резного нефрита, белоснежной керамики, золота и яшмы, а также узорные бронзовые мечи и другие предметы, которые были необходимы для загробной жизни. Там же находилось множество роскошных бронзовых сосудов, украшенных тончайшим геометрическим орнаментом. Из углубленной гравировки словно вырастали новые рельефные узоры. Керамические сосуды периода Шан порой выполнялись в форме зверей и птиц, считавшихся охранителями человеческой жизни - совы, тапира и тигра.
3
В середине 1 в. до н.э. упрощаются формы бронзовых сосудов, на смену сложнейшему рельефному орнаменту приходят изображения сцен охоты, выполненные в технике инкрустации цветными металлами. Появляется много изысканных предметов, предназначавшихся для знати. Среди них - круглые бронзовые зеркала, которые полировались с лицевой стороны и инкрустировались серебром и золотом с оборотной, лаковая мебель и музыкальные инструменты, изделия из резного дерева и камня.
4
Наивысшего подъема искусство Древнего Китая достигло в 1 в. до н.э. – 3 в. н.э. Погребения этого периода отличаются особым размахом. Знатных людей хоронили в огромных гробницах, стены которых выкладывались керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживались колоннами, завершавшимися парой драконов. К погребению вела Аллея Духов, охранявших могилы, обрамленная статуями зверей. В его внутреннюю часть можно было войти через каменные двери, на которых изображали четырех сторожей сторон света: тигра (запад), феникса (юг), дракона (восток) и черепахи (север). В погребениях находились расписные глиняные модели жилых интерьеров, в мельчайших подробностях воспроизводящие быт периода Хань. В них найдены бронзовые зеркала с разнообразными рельефными узорами, курильницы в виде «райской» священной горы бессмертия Бошань, светильники, изображающие животных или грациозных служанок, держащих в руке фонарь, бронзовые и глиняные сосуды и фигурки скачущих коней, музыкантов, танцовщиц и слуг.