Совет 1: Как можно сделать анализ на антитела полиомиелита

Антитела к вирусу полиомиелита обеспечивают надежную защиту от этого тяжелого заболевания. Наличие иммунитета может подтвердить специальный анализ крови.
Полиомиелит - острое вирусное заболевание, которое может приводить к смерти или тяжелым поражениям центральной нервной системы. Массовая вакцинация позволила достичь значительных успехов в борьбе с этой болезнью. Тем не менее, полиомиелит все еще остается эндемичным для ряда стран Африки и Азии. Вспышки заболевания фиксировались в последние годы и в приграничных с Россией государствах.

Иммунитет к полиомиелиту

Наличие иммунитета к полиомиелиту сводит вероятность заболеть к минимуму. Вакцинация и ревакцинация позволяют сформировать такую устойчивость организма к заражению. Однако даже если все мероприятия были проведены, со временем иммунная защита организма может ослабевать. Стойкий иммунитет вырабатывается у лиц, перенесших заболевание или привитых живой вакциной.

Чтобы узнать, есть ли у человека антитела к вирусу полиомиелита, проводится серологический анализ крови. Это исследование позволяет определить риск заражения при столкновении с вирусом. Обычно анализ на антитела сдают перед поездкой в регионы, где были зафиксированы случаи полиомиелита.

Где можно сделать анализ на антитела

Анализ на антитела к вирусу полиомиелита выполняется в государственных и коммерческих лабораториях. Исследование не является слишком востребованным, поэтому проводится не во всех медицинских центрах. Чтобы узнать, где именно в вашем городе можно сделать анализ, проконсультируйтесь с участковым врачом или специалистом санитарно-эпидемиологической станции.

В государственных учреждениях исследование выполняется при наличии показаний. Направление на бесплатный анализ может дать инфекционист в районной поликлинике. В платных центрах стоимость определения антител к полиомиелиту варьируется от 1000 до 3000 рублей.

Как сдавать анализ на антитела полиомиелита

Для качественного и количественного определения антител к вирусу полиомиелита используют иммуноферментный метод. Антитела выявляют в сыворотке или плазме крови. Результат колеблется в пределах от 0 до 150 Ед/мл. Если титр выше 12 Ед/мл, можно говорить о наличии иммунитета к инфекции.

На исследование лучше приходить в утренние часы перед первым приемом пищи. У пациента берут кровь из вены. Считается, что для диагностики достаточно 0,5-1 мл крови. Платный анализ выполняется в течение 1-2 рабочих дней, бесплатный - в течение двух недель.

Совет 2: Что такое антитела в крови

Антитела – это белки, которые синтезируются клетками иммунной системы. Они производятся В-лимфоцитами при попадании в организм веществ чужеродной структуры (антигенов).

Зачем нужны антитела в крови

Здоровье человека зависит от состояния иммунитета организма. Главную роль в иммунной системе играют белые кровяные тельца (лейкоциты) и антитела, которые являются особыми белками. Они синтезируются В-лимфоцитами в ответ на поступления в организм различных чужеродных клеток. Антитело состоит из четырех цепей: двух длинных и тяжелых, двух коротких и легких. У каждой такой клетки есть особый связывающий элемент, он состоит из нескольких петель с различной длиной и разным строением аминокислот (в зависимости от вида антитела). Другие части этих клеток одинаковы (независимо от их типа), это улучшает их взаимодействие с прочими составляющими иммунной системы. Антитела имеют некую специфичность: определенные клетки могут действовать только на определенные антигены. Например, сыворотка, введенная в организм, оказывает действие только на одно заболевание, не действуя на другие болезни.

Основной функцией антител является распознавание и связывание антигенов, а также уничтожение пораженных клеток. Антитела могут бороться с антигенами несколькими способами. Во-первых, они соединяют чужеродные клетки вместе таким образом, чтобы они не передвигались. После этого антигены поглощаются макрофагами – клетками, способными к захвату и перевариванию бактерий. Во-вторых, они образуют «отверстия» в стенках антигенов, в результате содержимое «вытекает», и эти клетки погибают. В третьих, они блокируют антигены, впоследствии иммунная система их уничтожает.
Антителами могут быть и белковые молекулы, и небелковые.

Как выявляют антитела в крови

Наличие или отсутствие антигенов и антител в крови можно определить лабораторным методом, который называется «иммуноферментный анализ». Он может быть количественным (определять количество антигенов и антител) и качественным (указывать на отсутствие или наличие антител или антигенов). Для выполнения такого анализа биологическим материалом служит кровь. Иммуноферментный метод исследования определяет также уровень гормонов, иммунологических комплексов и других биологически активных веществ. Его применяют в диагностике иммунодефицита, вирусных заболеваний (герпес, гепатиты цитомегаловирус), в эндокринологии, для выявления онкологических заболеваний (онкомаркеры).
В некоторых случаях для определения антител на анализ берут околоплодные воды, спинномозговую жидкость.

Чтобы выявить антиген какого-либо вируса, в кровь вносят антитела, специфические для этого вируса. И, наоборот, чтобы определить в крови антитела, необходимо внести в нее антигены, являющиеся специфическими для этого антитела. Информация о том, сколько этих клеток должно быть в норме, обычно приводится на бланке для результатов анализа. Превышение нормы может означать наличие какой-либо патологии. Например, это может значить, что организм был инфицирован каким-либо вирусом. После соответствующего лечения количество антител может снизиться и будет держаться на относительно стабильном уровне.

Совет 3: Как прививают от полиомиелита

Полиомиелит представляет собой острое инфекционное заболевание, которое поражает центральную нервную систему, приводит к развитию менингита или параличу больного. Наиболее подвержены заражению дети от 3 месяцев до 5 лет, поэтому именно в этом возрасте важно своевременно сделать прививку от полиомиелита. В более старшем возрасте восприимчивость к вирусу снижается, а в случае заражения болезнь часто протекает практически бессимптомно.

Вакцины против полиомиелита

Вакцина против полиомиелита содержит иммуногенные компоненты и все три типа вируса, которые вызывают заболевание.

Различают два типа вакцин: оральная (прием через рот в виде капель) и инактивированная (подкожная инъекция). Оральная вакцина несет в себе живой вирус Чумакова и Сэбина и с риском 1 к 2500000 может привести к заражению полиомиелитом. Инактивированная вакцина Солка, наоборот, не вызывать заболевание, поскольку содержит убитый формалином вирус. Считается, что оральный тип, хоть и имеет определенные риски, но более эффективен, поэтому такая вакцина используется чаще, но только на детях старше полутора лет.

Могут быть использованы моновалентные и трехвалентные вакцины. Первый вариант применяется во время эпидемии полиомиелита, а второй – для плановой вакцинации.

В настоящее время в больницах предлагают для вакцинации такие вакцины, как «Пентаксим», «Имовакс полио», «Инфакрикс Гекса», «Тетраксим», «Полиорикс», «Вакцина полиомиелитная пероральная» и т.д. Все они отличаются производителем и ценой, а также составом. Некоторые из вакцин предназначены для профилактики одновременно нескольких заболеваний, поэтому перед их введением обязательно проконсультируйтесь с врачом, сообщив название прививок, которые вам или вашему ребенку уже вводили.

Календарь прививок против полиомиелита

В большинстве стран мира вакцинацию детей против полиомиелита начинают в 3 месяца. Всего ребенку ставится 6 прививок. Первые три делаются с интервалом 30-45 дней. При этом для первых двух используется инактивированная вакцина, а для третьей – живая, т.е. оральная. Следующие три называют уже ревакцинацией. Они оральные и принимаются в возрасте 18 и 20 месяцев, а также в 14 лет.

Данный календарь является ориентировочным и подходит для большинства детей. В некоторых случаях (болезнь, слабый иммунитет, аллергическая реакция, невозможность поставить прививку в сроки) время введения вакцины обговаривается индивидуально с врачом. Главное, чтобы вакцинация была произведена до 18 лет. Если это не удается, то после 18 лет человек прививается только в случае обнаружения «дикого» полиовируса в регионе его проживания. Также обязательно дополнительно прививаются лица, чья работа связана с вирусом полиомиелита или людьми, зараженными им, а также те, кто посещает страны с эпидемией полиомиелита.

Противопоказания и подготовка к прививке

Вакцинацию откладывают или отменяют:

- если ребенок родился недоношенным или у него слабый иммунитет;
- если имеется аллергия на полимиксин В, неомицин или стрепомицин;
- если имеется сильная аллергия на прививку против полиомиелита;
- при сильной болезни.

Обязательно перед прививкой ребенок сдает общий анализ мочи и крови, а также проходит осмотр у педиатра для выявления возможных заболеваний. Вакцинация делается только здоровым детям. В противном случае либо не сформируется иммунитет, либо появятся осложнения.

Если ребенок аллергик, то в некоторых случаях врачи могут рекомендовать подготовить его организм к прививке посредством приема специальных антигистаминных препаратов. Делать это стоит только по назначению педиатра.

Если ребенку еще не ставили оральную вакцину, то лучше не контактировать с людьми, которые недавно ее получили. В такой ситуации есть риск заражения полиомиелитом.

Оральная вакцина не ставится ВИЧ-инфицированным детям и детям, в чьем ближайшем окружении есть люди с ВИЧ.

Совет 4: Какие прививки нужно сделать перед беременностью

Если женщина планирует беременность, то обычно ответственно относится к своему здоровью во время подготовки к зачатию. Заранее желательно бросить вредные привычки, начать правильно питаться, заниматься спортом и сделать несколько прививок, которые обезопасят организм от инфекций, особенно вредных для развития ребенка.

Прививка от краснухи

Краснуха – одно из самых опасных заболеваний для беременной женщины, так как вирусы краснухи легко проникают через плаценту, попадают в организм плода и вызывают пороки развития, в результате ребенок рождается с физическими аномалиями. Особенно вредна эта болезнь на ранних сроках беременности, она может привести к развитию катаракты, слепоты, глухоты, пороков сердца у младенца, а также в некоторых случаях вызывает выкидыши и мертворождения.

Около трети женщин детородного возраста не болели в детстве краснухой, поэтому в их крови нет соответствующих антител, и достаточно велик риск заразиться во время беременности. Прививку от краснухи не нужно делать во время планирования, только если вы точно знаете, что перенесли эту болезнь. В противном случае нужно сдать анализы на антитела и сделать вакцину, если они не были обнаружены в крови.
Вакцинацию необходимо проводить за три-четыре месяца до планируемого зачатия.

Прививка от краснухи дает почти 100% гарантию защиты от инфекции, иммунитет от этой болезни поддерживается в течение двадцати лет, что достаточно для того, чтобы родить столько детей, сколько вы хотите. Кроме того, антитела передаются от матери к ребенку, поэтому малыш будет защищен от краснухи в первые несколько месяцев своей жизни.
Нежелательно делать прививку от краснухи уже во время беременности, это может навредить плоду.

Прививка от ветрянки

Ветрянка тоже довольно опасная болезнь для беременных, причем риск развития аномалий плода повышается, если женщина болеет во втором или третьем триместрах. В результате ветрянки у ребенка возникают поражения кожи, аномалии строения скелета, пороки в нервной системе, ухудшение зрения. Прививку от ветрянки нужно делать за два месяца до беременности.

Прививка от гепатита В

Прививку от гепатита В делают не потому, что этот вирус вызывает пороки развития плода – дело в том, что гепатит чаще всего передается с кровью, а беременные женщины часто подвергаются разным процедурам: инъекциям, переливаниям крови, обследованиям, что повышает риск заражения. Рекомендуется делать прививку по определенной схеме: сначала одну вакцину, через месяц еще одну и последнюю через шесть месяцев. Таким образом, прививку от гепатита В нужно делать за 7-8 месяцев до беременности.

Другие желательные прививки

Также перед беременностью желательно сделать прививку от столбняка и дифтерии, если срок действия предыдущих прививок уже прошел. Иногда делают вакцины от полиомиелита и от гриппа, если врачи предсказывают эпидемию.
Видео по теме
Источники:
  • Набор для качественного и количественного определения IgG-антител к вирусу полиомиелита. Описание производителя.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500