Инструкция
1
«Герой нашего времени» - первый в русской литературе философский и социально-психологический роман. Лермонтов поднимает в нем вечные, общечеловеческие вопросы. Основное место среди них отведено проблеме свободы личности.
2
Именно в поисках свободы и душевной гармонии Печорин отправляется на Кавказ, надеясь вдали от лицемерия светского общества обрести подлинное счастье. Любовь к прекрасной черкешенке Бэле вскоре оборачивается для «героя нашего времени» разочарованием. Простодушие и искренняя преданность девушки быстро надоедают ему, а ее смерть не вызывает даже элементарного человеческого сочувствия.
3
Печорин испытывает глубокое разочарование в поколении, к которому он принадлежит. Подобные мысли близки и самому Лермонтову. Достаточно вспомнить строки из стихотворения «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколенье!». Печорина размышления такого рода приводят к равнодушию, скуке и, в конечном итоге, к одиночеству.
4
Утрата веры в человека делает Печорина неспособным на подлинные чувства любви и дружбы. Он лишь мучает женщин, играя их чувствами и совсем не думая о том, какую боль он им причиняет. Любовь к Печорину оказывается губительной и для дикарки Бэлы, и для светской барышни княжны Мэри. Даже Вере – единственной женщине, к которой он, кажется, испытывал искреннее чувство, - Печорин приносит только горе и страдания.
5
Жизнь лермонтовского героя лишена смысла, так как в ней нет достойной цели. Он не умеет любить, потому что в глубине души испытывает страх перед настоящими чувствами, не хочет и не может взять на себя ответственность за судьбу близкого человека. В его жизни остается место лишь для скуки и цинизма. Печорин, как впоследствии и сам Лермонтов, уходит из жизни молодым. Автор показывает читателю, что в мире, лишенном гармонии, нет места ищущей и мятущейся душе.
6
Одной из ключевых проблем романа становится тема судьбы. Она присутствует в повестях «Тамань», «Княжна Мери» и – особенно – «Фаталист». Печорин не желает подчиняться ее воле, он видит смысл жизни в противоборстве с роком. Возможно, именно поэтому «герой нашего времени» равнодушен к людям, которые его окружают, – все они становятся пешками в его опасной игре с судьбой.
7
В основе романа Лермонтова «Герой нашего времени» - две основные философские проблемы: добро и зло и взаимоотношения человека с судьбой. Обе они находят отражение в образе главного героя, так и не нашедшего ответа на мучившие его вопросы.