Совет 1: Как проходит аудиторская проверка

Большинство экономических субъектов подлежат ежегодной аудиторской проверке. Она осуществляется в определенном порядке и включает в себя несколько этапов. Перед началом проверки необходимо выбрать аудиторскую компанию.
Инструкция
1
При проведении проверки есть ограничение. Аудитор должен подтвердить независимость аудиторской компании. Он не может осуществлять проверку, если числится в совете директоров или является акционером предприятия.
2
Инициирование аудита - очень важный момент. Руководство компании должно издать распоряжение о проведении аудиторской проверки. Обязательно заключается договор с компанией-аудитором. Только после этого начинается работа.
3
Процесс проверки можно разделить на четыре стадии. Первый этап - это планирование. На втором этапе осуществляется оценка системы внутреннего контроля и существенность операций. Третий этап заключается в проведении аналитических процедур и процедур по существу.
4
Завершает процесс формирование заключительного обзора, проведение аналитических процедур. После этого выдается аудиторское заключение.
5
Планирование состоит из двух этапов: стратегическое общее планирование и планирование аудиторских процедур. В ходе аудиторских процедур специалист должен найти подтверждение существующим цифрам, доказать, что существенных искажений не существует.
6
Подготавливая стратегическое планирование, аудитор анализирует показатели компании-клиента и сравнивает их с существующими на рынке в отрасли. Например, если средняя прибыль в отрасли составляет 10%, а компания указывает 70% прибыли, аудитор должен внимательно рассмотреть этот момент.
7
Сложность аудиторских процедур и их перечень зависит от бизнеса клиента и от того, первый или второй раз аудитор осуществляет проверку данной компании. Только после выполнения общего стратегического планирования аудитор приступает к планированию по существу.
8
Очень большое внимание уделяется второму этапу, в ходе которого проводится оценка системы внутреннего контроля компании. Оценка системы выполняется для подготовки корректных аудиторских процедур.
9
Если на предприятии сильная система контроля, менеджмент своевременно реагирует на изменения законодательства, осуществляет жесткий финансовый контроль и контроль производственного процесса - в этом случае аудиторские процедуры могут быть менее объемными.
10
Иногда система внутреннего контроля на предприятии отсутствует или она очень слабая. Тогда аудиторские процедуры по существу приходится делать более объемными.
11
Третий этап аудиторской проверки заключается в проведении аналитических процедур, а также процедур по существу.
12
На последнем этапе проводится обзор всех аудиторских документов и доказательств по проекту и выдается аудиторское заключение. Оно может быть двух видов - безоговорочное положительное и модифицированное. Первое выдается, когда отсутствуют существенные замечания.
13
Модифицированное может выдаваться с оговоркой, быть отрицательным. Возможен и отказ от мнения. Все зависит от результатов, полученных в ходе аудиторской проверки.

Совет 2: Как выбрать аудитора

Прошло еще совсем немного времени с того момента, как большинство фирм и компаний старались собственными силами справляться с процессом анализа своей деятельности. Сегодня руководители компаний пользуются услугами профессиональных и квалифицированных специалистов аудиторов. Как не ошибиться в выборе аудиторской или аутсорсинговой компании, если вы действительно нуждаетесь в их услугах?
Инструкция
1
Очертите для себя круг тех аутсорсинговых компаний или частных аудиторов, к которым вы бы могли обратиться. Рассмотрите каждый возможный вариант, учитывая отзывы предыдущих клиентов, перечень предлагаемых услуг и цены на них, предоставляемые компанией гарантии.
2
Позвоните в компанию или нанесите личный визит для того, чтобы при встрече пообщаться со специалистом, обсудить все интересующие вопросы и моменты. Если у вас осталось не очень хорошее впечатление от беседы, вы не до конца уверены в правильности своего выбора, спешить не стоит.
3
Проконсультируйтесь у своих компаньонов, друзей или партнеров, которые ранее уже прибегали к услугам аутсорсинговых/аудиторских компаний и при этом остались довольными сотрудничеством: они могут вам посоветовать и предложить конкретный вариант.
4
Узнайте, насколько широкий спектр предоставляемых аутсорсинговой/аудиторской компанией услуг. Как показывает сегодняшняя практика, проверки являются важной частью, но не единственной в деятельности аудиторов. В большей степени это будет касаться вас, если вы являетесь владельцем крупной компании или предприятия. Помимо аудиторских проверок данные компании могут проводить разного рода консультации, предоставлять юридические услуги, проводить оценку имущества. Обратите внимание, что, воспользовавшись услугами такой компании, вы сможете в значительной мере сэкономить, распространить узкому кругу людей конфиденциальную информацию, а также обезопасить себя от услуг некомпетентного консультанта.
5
Узнайте расценки на предоставляемые услуги. Учтите, что компания, которая предоставляет широкий спектр услуг, в штате которой состоят высококвалифицированные специалисты, будет запрашивать за свои услуги соответствующую плату. Вспомните известную многим до боли фразу: "Скупой платит дважды".
Видео по теме

Совет 3: Как выглядит пояснительная записка

Пояснения к годовому отчету в текстовой и табличной форме коммерческие организации предоставляют в налоговые органы для того, чтобы дать наиболее точное и полное представление о финансовых результатах и об изменении в экономическом положении фирмы за год.

Кто должен сдавать пояснительную записку



Нет необходимости сдавать текстовые пояснения бюджетным и общественным организациям, если в истекшем году они не получали доходы от коммерческой деятельности, малым предприятиям и фирмам, работающим на УСНО. Всем же остальным коммерческим предприятиям, в том числе тем, у кого есть филиалы или обособленные подразделения, и тем, кто обязан проходить аудиторскую проверку, обязательно нужно предоставлять пояснительную записку. Иначе они не смогут получить нормальное аудиторское заключение.

Как выглядит пояснительная записка и что в ней отражают



1. Сведения о предприятии: полное фирменное и краткое наименование, ИНН и КПП, адрес регистрации, расчетный счет, название и адрес банка, организационная структура; ДЗО (если есть), принципы и положения учетной политики; численность сотрудников; состав учредителей; сведения об уставном капитале; название аудиторской компании, выдавшей годовое заключение. Иногда сообщаются статистические коды.
2. Виды деятельности и суммы полученных от каждого вида деятельности доходов.
3. Движение НМА и основных средств, сумма накопленной амортизации. Сообщается о том, проводилась ли переоценка ОС, и не осуществлялась ли консервация каких-то групп основных средств.
4. Финансовые вложения. Если организация вкладывала средства в уставный капитал сторонних предприятий или выписывала векселя, то в пояснительной записке отражают движение по счетам финансовых вложений.
5. Анализ МПЗ (к ним относятся сырье, полуфабрикаты, строительные материалы, полуфабрикаты и комплектующие, топливо), товаров для перепродажи и ГП, незавершенного строительства и незавершенного производства в зависимости от видов деятельности организации.
6. Остаток средств на расчетных и других видов счетов и в кассе предприятия. Если у организации есть замороженные счета с ненулевым остатком или картотека, их упоминают отдельно.
7. Структура долгосрочной и краткосрочной ДЗ и КЗ. При этом выделяется просроченная задолженность и составляется список имеющих наибольшую задолженность предприятий-дебиторов и предприятий-кредиторов. Это необходимо для того, чтобы определиться с необходимостью создания резервов.
8. Краткосрочные и долгосрочные займы и кредиты. Производится анализ привлеченных средств и рассчитывается средняя ставка по займам.
9. Резервы и уставный капитал. Если в отчетном финансовом году вносились изменения в сумму уставного капитала, составляется пояснение.
10. Пояснения о наличии учитываемого на забалансовых счетах имущества, если суммы ценностей значительны и оказывают влияние на финансовую деятельность.
11. Информация о зависимых или аффилированных лицах и произведенных финансовых операциях. Отдельно упоминаются операции с акционерами и связанными с ними лицами.
12. СПОД. Если в период между окончанием года и моментом подписания финансовой отчетности произошло событие, способное повлечь изменение в финансовом положении организации, его отражают в учете текущего года, чтобы не было искажения бухгалтерской отчетности.

Подписывают пояснительную записку директор организации и главный бухгалтер.

Совет 4: Как заполнить годовой отчет

Работа бухгалтера требует усидчивости и внимательности. Год плодотворной и усердной работы закончен, казалось бы, теперь отдых. Но нет. Здесь-то и начинается самая сложная работа – составление годового отчета. Это своего рода экзамен для бухгалтера. Отчет будет правильным, если определенные показатели сойдутся. В годовую бухгалтерскую отчетность входят: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Чтобы сопоставить показатели отчетности следуйте нашей пошаговой инструкции.
Инструкция
1
Не забывайте, что при заполнении формы №3, в нее следует вносить показатели не только за отчетный период, но и за два предыдущих. Если в компании не проходило изменений, то показатели, указанные в строке 100, совпадут с показателями за прошлый год. Если есть несовпадения, нужно выяснить их причину и указать это в пояснительной записке.
2
Обратите особое внимание на раздел «Справки отчета», в них отражаются данные о размерах чистых активов фирмы. Важно, чтобы эти показатели не были ниже, чем показатели стоимости уставного капитала. Если это так, то фирма должна будет уменьшить эти показатели до данных чистых активов.
3
Обратите внимание на заполнение формы №4. В ней нужно указывать остаток денежных средств по фирме в целом, при этом движение денег следует указать по каждому виду деятельности.
4
Расшифруйте некоторые показатели баланса при заполнении формы №5. Денежную сумму здесь следует указывать только за прошедший год. Проверьте, совпадают ли отдельные статьи баланса с показателями формы №1.
5
Найденные несоответствия поясните в объяснительной записке. Она понадобится при аудиторской проверке. Записка должна состоять из трех обязательных разделов:
- структуры компании, и ее основных видов деятельности,

- учетной политики,

- факторов, которые повлияли на финансовую и хозяйственную работу компании.
Обратите внимание
Сейчас предприятие может самостоятельно указывать объем той информации, которая должна находиться в пояснительной записке. Причем, такая свобода ее написания как раз способствует появлению основных ошибок. Это происходит потому, что многие относятся к составлению этого документа чисто формально. Однако такое отношение ошибочно, так как пояснительная записка является самостоятельной частью бухгалтерской отчетности и требует особого внимания.
Видео по теме
Источники:
  • Порядок и методы проведения аудиторских проверок
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500