Инструкция
1
Как направление в живописи, примитивизм зародился в XIX столетии. По своей природе он напоминает первобытное искусство, для которого характерно нарочито наивное и упрощенное изображение людей и предметов. Картины примитивистов не отличаются реалистичностью, больше напоминая творчество детей. Но это не слепое подражание детскому рисунку, а всего лишь стилизованная профессиональная живопись.
2
Примитивизм нередко называют «наивным искусством», что подчеркивает его художественные особенности. Главные черты примитивизма – простота и предельная обобщенность образов. Художники, работающие в этом стиле, стремятся выразить свои идеи с предельной ясностью и непосредственностью. Наивные изображения, создаваемые примитивистами, свободны от традиционного видения мира, которое свойственно реализму.
3
Понятие «примитивизм» появилось в европейской культуре два столетия назад. В нем нашли отражение традиции и представления культуры той эпохи, считавшейся высшей ступенью развития искусства. Именно поэтому некоторые искусствоведы прошлого вкладывали в термин «примитивизм» негативный смысл, косвенно указывая на то, что данный стиль является шагом назад в общем развитии культуры.
4
Со временем отношение к «наивной» живописи в обществе и в мире искусства изменилось. Картины художников-примитивистов стали считаться настоящими шедеврами культуры и вошли в «золотой фонд» мирового искусства. К наиболее видным мастерам, работавшим в данном стиле, искусствоведы относят француза Анри Руссо, грузина Нико Пиросмани (Пиросманишвили), американку Анну Мэри Робертсон, хорвата Ивана Генералича.
5
Примитивизм в живописи – это особое видение мира и уникальная презентация его особенностей. Отчасти этот стиль близок к творчеству детей, отчасти – к рисункам душевнобольных. Но по сути он отличается как от первого, так и от второго. Примитивизму присущи некая сакральность, символизм и каноничность, которые не встретить в рисунках детей. В этом стиле застыла непосредственность восприятия мира, наполненная глубокой культовой символикой.
6
Работы примитивистов оптимистичны и направлены на развитие мира. Картины художников дышат оптимизмом и утверждают жизнь во всех ее проявлениях. Здесь нет той навязчивости, напряженности и повторяемости образов, которые характерны для рисунков душевнобольных. Самые удачные картины примитивистов отличаются достаточно высоким уровнем художественности и эстетикой.