Инструкция
1
Товарный знак нужен, чтобы закрепить исключительное право на использование компонентов фирменного стиля за определенной компанией. Обычно в список этих компонентов входит логотип, слоган и некоторые другие обозначения товара или услуги. Чтобы получить товарный знак, нужно его зарегистрировать в отделении Роспатента, уплатив государственные пошлины. После этого компания получает свидетельство, в котором указано, что товарный знак является нематериальным активом предприятия.
2
Но если товарный знак – это актив предприятия, то значит ли это, что его стоимость может изменяться? Так оно и есть. Первоначально товарный знак имеет небольшую стоимость, строго говоря, в нее входит только гонорар агентству, которое изготовило все элементы знака, и сумма на расходы по его регистрации. Скорее даже можно сказать, что товарный знак имеет цену, за которую был получен. Стоимость у него появляется, как только компания достигает успеха. Товарный знак можно сравнить с акциями: чем лучше дела у фирмы, тем выше ценятся акции.
3
Товарный знак – понятие, закрепленное в Гражданском кодексе РФ. Оно относится к интеллектуальной собственности предприятия. Товарный знак невозможно утратить. Компания может потерять все свои материальные активы, но товарный знак – логотип, упаковка, слоган или реклама, которые ассоциируются у покупателя с продуктом – он останется в головах людей. Известно, что человек совершает выбор, во многом ориентируясь на бренды. Поэтому если товарный знак ассоциируется с отличным качеством, то он становится гарантией того, что покупатели, которым оно важно, купят продукт с этим знаком.
4
У товарного знака есть одно интересное свойство, которое имеется далеко не у всех видов интеллектуальной собственности. Это неограниченный срок использования. Если компания зарегистрировала товарный знак, то она не потеряет его. А в случае, если владельцем знака является конкретный человек (например, индивидуальный предприниматель), то он может пользоваться товарным знаком пожизненно и имеет право передать его по наследству. Получается, что товарный знак – идеально долговечный объект.
5
Товарный знак, как и любой актив предприятия, подлежит бухгалтерскому учету. Он точно так же отражается в учете хозяйственной деятельности, как и материальные активы. Документы на него (свидетельство и патент) должны тщательно храниться. Право на товарный знак относится к категории «патентное право». В соответствии с ним, владелец получает право исключительного использования особых обозначений, которые отличают его продукцию от продукции всех прочих производителей.