Вам понадобится
  • - клавиатура фортепиано;
  • - таблица гамм, аккордов и арпеджио.
Инструкция
1
Легче всего понять строение мажорной и минорной тональностей, построив ту и другую на фортепианной клавиатуре. Найдите звук «до». Он находится в группе, в которую входит 3 белых и 2 черных клавиши. Это клавиша, расположенная слева от первой черной. Между соседними клавишами, вне зависимости от их цвета, интервал в ½ тона. В тональности до-мажор нет никаких знаков, то есть черные клавиши не используются. Тональность представляет собой звукоряд, начинающийся от звука «до».
2
Посчитайте расстояния между клавишами «до» и «ре». Оно составляет 1 тон (поскольку от «до» до «до-диез» - ½ тона, и столько же от «до-диез» до «ре»). Такой же интервал будет между клавишами «ре» и «ми», а вот между «ми» и «фа» - всего полтона. Что касается группы, где три черных клавиши, то и там расстояния чередуются. Между клавишами «фа» и «соль», «соль» и «ля», «ля» и «си» - по тону, а между «си» и «до» - полтона.
3
Составьте схему мажорной гаммы. Она выглядит как 2Т-1/2Т-2Т-1/2Т. Следуя этой несложной формуле, можно построить мажорную гамму от любого звука, вне зависимости от того, какая клавиша его дает – белая или черная.
4
До-мажорное трезвучие состоит из звуков «до», «ми» и «соль». Это первая, третья и пятая ступени. Если посчитать интервалы между соответствующими клавишами, получится, что между первой и третьей ступенями – большая терция, а между третьей и пятой – малая. Терция обозначается цифрой 3. Аккорд можно тоже записать в виде формулы: 3Б+3М.
5
Параллельной к до-мажору тональностью является ля-минор. Эта гамма тоже играется на одних белых клавишах (хотя есть гармонический и мелодический минор, в первом повышена седьмая ступень, во втором при движении вверх – шестая и седьмая, а вниз гамма играется как натуральная).
6
Посчитав интервалы между разными ступенями звукоряда, вы получите формулу Т-1/2Т-2Т-1/2Т-2Т. Это натуральный минор. Для гармонического и мелодического специальную формулу составлять не надо, достаточно просто повысить на полтона соответствующие ступени.
7
Постройте минорное тоническое трезвучие. В ля-миноре оно будет состоять из звуков «ля», «до» и «ми». Посчитайте интервалы. Первая (нижняя) терция состоит из полутора тонов, то есть она малая. Вторая – большая, в нее входит два тона. Соответственно, формулу минорного аккорда можно представить как 3М+3Б. По сравнению с бодрым и энергичным мажорным аккордом минорный звучит мягко и печально.