Совет 1: Катастрофа "Титаника": как это было

Крушение самого большого и самого роскошного лайнера своего времени, которому дали имя «Титаник», произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Пароход вышел из порта Саутгемптона и направлялся в Нью-Йорк. На исходе четвертого дня пути он столкнулся с айсбергом и в течение двух часов затонул.
Инструкция
1
Восьмипалубный «Титаник» спустили на воду 31 мая 1911 года. При длине 269 метров, ширине 30 метров и водоизмещении 52 310 тонн этот корабль был самым большим в мире. Для большей безопасности у судна было двойное дно и 16 отсеков с герметичными дверями. Как утверждали конструкторы, «Титаник» был непотопляемым. Даже если бы вода залила 4 носовых отсека или же 2 отсека в средней или задней части, корабль остался бы на плаву. Чтобы предоставить пассажирам I класса больше места для прогулок, сократили количество спасательных шлюпок. 20 лодок могли вместить только 1178 человек, хотя в первый рейс через Атлантику на «Титанике» отправились 2224 человека.
2
14 апреля радисты «Титаника» приняли несколько предупреждений от соседних судов о дрейфующих льдах. Всем, в том числе и капитану корабля, было известно, что в тот год было зафиксировано рекордное количество айсбергов и ледяных полей в секторе южной трансатлантической трассы.
3
Около 23:15 большинство пассажиров в тот день уже разошлись по своим каютам и собирались спать. Погода была тихой, температура воздуха опустилась до -1 градуса по Цельсию. «Титаник» шел со скоростью 41,7 километр в час. В 23:30 впередсмотрящие заметили на горизонте легкую дымку, но без биноклей не могли определить ее происхождение. Бинокли находились в сейфе, ключ от которого остался у одного из помощников капитана, в последний день отстраненного от рейса. В 23:39 один из впередсмотрящих увидел айсберг и определил примерное расстояние до него – 650 метров. Он тут же оповестил об этом офицера Джеймса Муди по телефону, а тот сообщил об этом дежурному офицеру Уильяму Мердоку. Мердок скомандовал «Лево на борт», затем «Полный назад», а затем «Право на борт». «Титаник» не обладал достаточной маневренностью, чтобы обойти лед. В 23:40 корабль задел айсберг правым бортом, что привело к появлению пробоин ниже уровня ватерлинии. Все двигатели корабля были остановлены, судно легло в дрейф.
4
Каждую секунду в трюме «Титаника» становилось на пять тонн воды больше. После столкновения Мердок отдал приказ закрыть гермодвери. В 23:42 командование кораблем принял капитан Эдвард Смит. Чтобы котлы не взорвались, кочегары в спешке гасили огонь и выпускали пар через специальные клапаны в котельных №6 и №5. К 23:50 «Титаник» «завалился» на правый борт уже на 6 градусов. Капитан Смит и главный конструктор корабля Томас Эндрюс осмотрели нижние палубы. Полностью затоплены были почтовое отделение и зал для игры в мяч. Капитан отдал приказ откачивать воду из котельных, но она прибывала слишком быстро. Эндрюс заключил, что «Титаник» продержится на плаву максимум 1,5 часа.
5
Пассажиры почувствовали толчок во время столкновения с айсбергом, пытались узнать, что случилось. Команда корабля неизменно отвечала, что все в порядке. Первые опасения появились, когда «Титаник» остановился. Многие пассажиры вышли из кают и собрались в столовых и салонах.
6
В 0:05 началась подготовка к эвакуации: со спасательных шлюпок сняли чехлы. Капитан Смит приказал радистам посылать сигналы бедствия. В 0:15 пассажирам порекомендовали теплее одеться, взять спасательные жилеты и выходить на шлюпочную палубу. Им объяснили, что в лодки будут сажать только детей и женщин (да и то только в качестве меры предосторожности). Пассажиры второго класса паниковали, понимая, что мест в шлюпках хватит далеко не всем. Те же, кто путешествовал третьим классом, вовсе не могли выбраться на палубу: они или терялись в бесконечных коридорах, или оказывались перед закрытыми стюардами дверями.
7
Большинство пассажиров посчитали эвакуацию преждевременной мерой, ведь «Титаник» был совершенно безопасным и рекламировался как непотопляемый. В 0:20 в шлюпки начали усаживать первых пассажиров. В 0:25 на шлюпочной палубе заиграл оркестр. Многие пассажиры первого класса покидать корабль не желали. Они не собирались мерзнуть на палубе, а хотели играть в бридж в теплом салоне. В том, что «Титаник» обеспечит их безопасность, они не сомневались. В 0:40 с верхней палубы было пущено несколько белых сигнальных ракет.
8
В шлюпке №7 было 28 пассажиров (хотя лодка рассчитана на 65 человек). Ее на канатах опустили на 21 метр вдоль борта и спустили на воду. Такая же ситуация обстояла и со следующими десятью шлюпками. Только к 1:20 пассажиры стали понимать, что «Титаник» должен затонуть в ближайший час, когда вода наполнила полубак. Началась легкая паника. Люди перебегали с одного борта на другой, разыскивая свободное место в той или иной шлюпке. Среди всех спасенных оказалось 65 процентов пассажиров I класса.
9
Радисты «Титаника» продолжали передавать сигналы бедствия. В 0:30 откликнулось судно «Карпатия», однако даже при максимальной скорости оно могло подойти к тонущему кораблю не раньше, чем через 4 часа. Относительно недалеко от «Титаника» находилось судно «Калифорниэн», однако офицеры на его мостике, увидев белые сигнальные ракеты, посчитали, что на соседнем корабле нет телеграфа и его команда сообщает о скоплении льдов.
10
В 2:05 на воду была спущена последняя спасательная шлюпка. На борту, где оставалось порядка 800 пассажиров и 600 членов экипажа, началась массовая паника. Вода стала заливать капитанский мостик и каюты офицеров. Люди собрались на корме, которая к тому моменту начала подниматься вверх, и стали петь религиозные гимны. В 2:15 из-под воды показались гребные винты. В 2:16 полностью отключилось электричество. В 2:18 корпус лайнера раскололся на две части: нос сразу затонул, а корма стояла вертикально. В 2:20 она полностью оказалась под водой.
11
Выжившие пассажиры оказались в ледяной воде. Одни погибли от переохлаждения, другие – от сердечного приступа. Выжить и забраться на перевернутую складную шлюпку В удалось только 35 людям, на шлюпку А, частично затопленную, еще 20.
12
Огни «Карпатии» показались на горизонте в 3:30. В 4:10 рядом с судном оказалась первая из спасательных шлюпок, а затем и остальные. Всего на борт «Карпатии» поднялись 712 пассажиров «Титаника». В 9:00 судно взяло курс на Нью-Йорк.

Совет 2: Как затонул "Титаник": все об истории лайнера

О том, как затонул «Титаник», слышали все. Этот британский лайнер был самым крупным в мире. Катастрофа стала легендой, дав почву для нескольких кинофильмов.

Строительство лайнера

В начале XX века судоходство было передовой отраслью. В Великобритании существовала жесткая конкуренция между двумя компаниями, занимающимися производством судов: «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн». Первая прославилась тем, что пустила в плавание два самых быстроходных лайнера. Это сильно ослабило позиции «Уайт Стар Лайн», и ее руководством было решено ответить конкурентам. Вскоре запустилось строительство лайнеров, уступающим кунардовским по скорости, но превосходящим их по размерам.

Кораблям дали величественные имена, вдохновленные мифологией: «Титаник» и «Олимпик». Строительством первого занимались более 1500 человек. К 1911 году он был готов. Но не грандиозное строительство стало главным в истории лайнера, а то как «Титаник» затонул.

Проверка

Предварительное плавание «Титаника» осуществилось в конце мая. В Белфасте собралось огромное количество людей, желающих увидеть это. Проверка оборудования прошла успешно, никаких аварий не предвиделось. В течение восьми часов судно шло на высокой скорости. После этого было разрешено совершить настоящее круизное путешествие.

Единственный рейс

Первый рейс, ставший для корабля последним, начался 10 апреля. Все начиналось благоприятно. Но с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник» столкнулся с айсбергом. В результате повредилось пять водонепроницаемых отсеков из шестнадцати. Примерно через 3 часа судно затонуло. Спаслось менее половины пассажиров.

Причины гибели

Известно, что капитаном был Эдвард Смит, один из самых опытных в своем роде. Он лично приветствовал более 2200 пассажиров на лайнере. Но в рейсе он растерял свои лидерские качества. Его действия были излишне осторожными и вялыми.

На «Титанике» было всего 20 шлюпок. Они не были рассчитаны на спасение того количества пассажиров, что было на борту. Кроме того, команда пускала на них только женщин и детей, что внесло панику в толпу пассажиров, яростно пробивающихся на шлюпки. Две из них вообще не удалось спустить.

Кроме официальной версии, почему затонул «Титаник», есть и альтернативная. Она гласит, что в угольном отсеке начался пожар. Его не потушили, решив, что судно успеет добраться до места назначения, где и ликвидируют возгорание. Поэтому капитан увеличил скорость «Титаника» и рискнул, решив сократить путь, обойдя айсберг.

«Титаник» положил начало череде фильмов и книг по данной тематике. Выжившие выпускали свои мемуары за огромные деньги. Последняя пострадавшая в катастрофе умерла в 2006 году.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500