Совет 1: В каких продуктах питания содержится фолиевая кислота

Фолиевая кислота, или фолацин - водорастворимый витамин группы В (В9), роль которого в организме человека высока. Он участвует в образовании нуклеиновых кислот, метаболизме белков, то есть в процессе роста и деления клеток тканей. Также фолиевая кислота незаменима при формировании клеток крови.
Подберите свой рецепт
+
-

Зачем нужна фолиевая кислота

Организм человек не может синтезировать фолиевую кислоту. Ее могут производить бактерии микрофлоры толстой кишки, но в ничтожном количестве, которое не покроет суточную потребность организма в этом витамине. Именно поэтому фолиевая кислота должна поступать в организм извне. Особенно это касается женщин, которые находятся в положении или только готовятся к нему. Научно доказано, что фолиевая кислота играет большую роль в профилактике развития патологий нервной трубки плода.

В настоящее время рекомендуемая дневная норма витамина В9 для беременных составляет 0,8 мг, а для всех остальных - 0,4 мг. В некоторых государствах законодательно предписано обогащать продукты витамином В9, в частности хлебобулочные изделия.

Источники фолиевой кислоты

Пополнять свой организм фолиевой кислотой можно при помощи лекарственных препаратов или включения в рацион продуктов, содержащих витамин В9. Особенно много его в листьях зеленых растений. Отсюда фолиевая кислота и получила свое название: в переводе с латинского «фолиум» - лист.

Витамином В9 богаты зелень и овощи: шпинат, спаржа, салат-латук, морковь, тыква, бобы, свекла, зеленый горошек, капуста, томаты. Много фолиевой кислоты и во фруктах. Она содержится в дыне, абрикосах, авокадо, апельсинах. Присутствует она и в продуктах животного происхождения: печени, сыре, мясе, молоке, яичном желтке. Также витамин В9 содержится в цельной пшеничной и темной ржаной муке, пивных дрожжах. Так, чтобы восполнить суточную норму фолиевой кислоты нужно съесть четыре средних кочана вареной брокколи или 100 г куриной печени, выпить четыре стакана апельсинового сока или одну таблетку пивных дрожжей.

Следует иметь в виду, что фолиевая кислота разрушается при тепловой обработке продуктов. Так, в парном молоке содержится много фолиевой кислоты, при этом в стерилизованном и пастеризованном данного витамина нет. При варке продуктов теряется больше половины содержащегося в них витамина В9. Для восполнения его нехватки в организме овощи и фрукты лучше есть в сыром виде. Если без термической обработки продукты не вызывают у вас аппетита, проводите ее как можно быстрее. Варите или жарьте на сильном огне и по возможности в закрытой посуде.

Чем опасна нехватка фолиевой кислоты

Недостаток витамина В9 довольно распространен. Поскольку он участвует в образовании форменных клеток крови, при его нехватке развивается малокровие. Также недостаток фолиевой кислоты вызывает бессонницу, раздражительность и забывчивость.

Как правило, перманентная нехватка витамина В9 часто встречается у женщин с цервикальной дисплазией (аномалией в шейке матки) и у тех, кто принимает гормональные контрацептивы. Последним рекомендовано пить фолиевую кислоту курсами. Помимо этого, ее недостаток часто встречается у тех, кто страдает некоторыми психическими расстройствами, депрессией, язвенным колитом и болезнью Крона.

Совет 2: Фолиевая кислота: показания к применению, содержание в продуктах

Фолиевой кислотой называют водорастворимый витамин В9, способствующий развитию и формированию иммунной, а также кровеносной систем организма. Кроме того, данный элемент является крайне необходимым для беременных женщин вследствие того, что он играет немаловажную роль в образовании нервной трубки у плода. Недостаток фолиевой кислоты может привести к возникновению серьезных последствий, поэтому организм должен периодически пополняться данным элементом.
Необходимо отметить, что фолиевая кислота служит фундаментом для синтеза ДНК, а также поддержания его целостности. Следовательно, ее употребление способствует клеточному росту и репликации. Помимо этого, использование фолиевой кислоты обеспечивает выработку специальных ферментов, действие которых препятствует возникновению опухолей.

Фолиевая кислота обладает достаточно широким спектром действия и показана при наличии следующих состояний: лекарственная, фолиеводефицитная и радиационная анемии; развитие тропической диареи и хронического воспаления кишечника; возникновение анемии в качестве осложнения после гастрэктомии. Кроме того, применение данного компонента рекомендуется при развитии туберкулеза кишечника и дефицита витамина В9. Обязательным считается употребление фолиевой кислоты в период беременности и лактации.

Использование этого лекарственного средства в терапевтических дозах необходимо в случае приема таких медикаментов, как «Фосфалюгель», «Маалокс»; при применении комбинированных оральных контрацептивов. Помимо этого, фолиевая кислота способна помочь в случае нарушения работы пищеварительной системы, при недостатке растительной пищи в питании. Также она оказывает лечебный эффект в случае возникновения рвоты во время вынашивания малыша.

На сегодняшний день аптечные киоски предлагают широкий выбор медикаментов, созданных на основе фолиевой кислоты. К ним можно отнести такие лекарственные средства, как «Фолацин», «Апо-Фолика», «Фолио». Данные препараты выпускаются в виде таблеток, что является наиболее удобной формой для дозирования.
Помимо фармацевтических медикаментов фолиевая кислота содержится в биологически активных добавках.

Кроме того, витамин В9 содержится в следующих поливитаминных комплексах для беременных: «Матерна», «Витрум пренаталь», «Элевит», «Прегнавит», «Мульти-табс перинатал». Следует учитывать, что в таких препаратах присутствует профилактическая доза. Соответственно, дозировку витамина В9 необходимо рассчитывать с учетом его содержания в витаминных средствах.

Стоит отметить, что человеческий организм не может производить фолиевую кислоту. Следовательно, она получается из продуктов питания или образуется благодаря микрофлоре толстой кишки. Таким образом, при наличии дисбактериоза и нарушении работы кишечника производство витамина В9 может оказаться недостаточным. В таком случае необходим дополнительный источник такого элемента. В большом количестве витамин В9 присутствует в растительной пище: петрушка, лук, фасоль, укроп, горох, бананы, гречиха, грецкий орех, овес, курага, дрожжи, грейпфрут, дыня, грибы, репа, отруби, тыква, свекла. Кроме того, источником фолиевой кислоты являются продукты животного происхождения и мясо: свинина, говядина, почки, баранина, печень, мясо птиц, яйца, молоко, форель, сыр.
Очень полезно потреблять сырые овощи, поскольку в них присутствует наибольшее количество витамина В9.

Недостаток фолиевой кислоты в организме женщины, ожидающей ребенка, может послужить причиной развития ряда тяжелых патологий: выкидыш, умственная отсталость, отслоение плаценты, врожденные пороки развития, грыжа головного мозга, заячья губа, малокровие, волчья пасть, гидроцефалия, гестоз.

Совет 3: Как обеспечить организм фолиевой кислотой

Конечно, все витамины полезны и необходимы для организма человека, каждый и них имеет свое значение и выполняет определенные функции. Но есть ряд витаминов, необходимых человеку еще в тот период, когда его организм только формируется, витаминов, требующихся для нормального развития плода. И среди этих витаминов фолиевая кислота – витамин В9 или фолацин - играет очень важную роль.

Для чего необходима в организме фолиевая кислота

Витамин В9 участвует в синтезе нуклеиновых кислот, содержащих генетическую наследственную информацию, а также предотвращает врожденные нарушения в строении позвоночника и мозга у будущего ребенка, поэтому он так важен для беременных женщин. Этот витамин необходим при формировании эритроцитов, благодаря ему в крови осуществляется синтез протеина – источника жизненно необходимого организму человека железа. От него зависит состав крови и ее качество, поэтому дефицит фолиевой кислоты является одной из самых распространенных причин малокровия.
Суточная потребность в фолиевой кислоте для взрослого человека составляет 200 мг, во время беременности, особенно в третьем триместре, норму следует увеличить в 2-3 раза.

В9 необходим для нормального состояния кожи, волос и ногтей. Фолиевая кислота – активный участник процесса пищеварения, она отвечает за аппетит и кислотность желудочного сока, которая с возрастом начинает снижаться, что может привести к развитию хронических заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. Поэтому очень важно, чтобы витамин В9 своевременно и в достаточных количествах поступал в организм вместе с пищей, особенно после 40 лет.

Как избежать дефицита витамина В9

В организме этот витамин тоже вырабатывается, но в незначительных количествах, но и в продуктах его может быть не очень много. В9 - водорастворимый витамин, который быстро вымывается из организма, кроме того, его количество резко уменьшается под воздействием света, во время тепловой обработки продуктов и даже во время их хранения. Поэтому очень важно есть свежие сырые овощи, в которых в большом количестве содержится фолиевая кислота, особенно листовые салаты и шпинат, а также капусту, петрушку, кинзу, ботву корнеплодов.
Фолиевая кислота, содержащаяся в продуктах, полностью усваивается только в присутствии витамина В 12. Ее расход ускоряется под воздействием метионина, который содержится в мясе и сыре. Контролируйте баланс витаминов В9 и В12.

Много витамина В9 в листьях шиповника, малины, черной смородины, липы и березы. Высоким содержанием фолиевой кислоты отличается говядина, свинина и баранина, мясо птицы, печень, яйца, кисломолочные молочные продукты, сыр и творог. Эта кислота содержится в тунце и лососе. При необходимости, синтетические витаминные комплексы, содержащие фолиевую кислоту, можно приобрести в аптеке. Но в этом случае строго выдерживайте дозировку, поскольку существует опасность гипервитаминоза.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500