Инструкция
1
Конструктивная критика будет уместна в любых ситуациях: дома, на работе, в общении с детьми и родителями. Важно лишь говорить спокойно, без излишних эмоций. Перед тем, как что-то сказать, подумайте, для чего вы собираетесь это сделать? Вы хотите что-то изменить или просто унизить собеседника? В первом случае начинать разговор можно, а во втором правильного и результативного диалога все равно не сложится.
2
Подумайте, а уместна ли сейчас эта критика? Можно ли что-то изменить? Например, вы отправляетесь с супругом или супругой в гости. И встречаетесь перед событием где-то на улице или уже у порога места торжества. И в этот момент вы можете заметить, что партнер оделся неуместно. В такой момент можно высказать свое мнение, но оно уже не поможет, исправить это уже не получится. И в результате ваших слов настроение обоих будет испорчено. Бывают моменты, когда стоит промолчать. Просто проанализируйте, а помогут ли ваши слова, как они будут восприняты?
3
Правильно выбирайте место для разговора, не нужно высказывать что-то перед публикой. Если вы находитесь на работе, вызовите человека к себе или выберете момент, когда никого нет рядом. Прилюдное бичевание может дать результаты, но еще и вызовет негатив. Закрытая же беседа позволит человеку сохранить лицо, исправить содеянное незаметно, а еще сохранится уважение этого сотрудника в вашей персоне. Даже с женой не стоит спорить при детях, чтобы так же не вызывать сомнения в малышах по поводу авторитета мамы.
4
Начинать диалог лучше с похвалы. Найдите что-то, что выполнено идеально, скажите об этом, дайте понять, что хорошо расположены к собеседнику. И только потом повествуйте о недостатках. Такой метод дает возможность лучше воспринимать информацию. Если же начать с недочетов, человек закроется, и многое просто не услышит. Будьте корректны, дайте понять, что критика — это возможность роста, а не попытка указать на неудачи.
5
Никогда не обвиняйте человека, не переходите на личности. Говорите о сделанном, о том, что хорошо или плохо в поступках. Сам же человек уникален, и нужно разделять личность и деятельность. Поэтому во время критики нет места оскорблениям, даже завуалированным. При обсуждении ошибок важно не только указать на них, но и предложить вместе поискать решение этих проблем. Нужно не просто приказать, как сделать, а подумать вместе над оптимальным решением. Это увеличит результативность, сделает общение более продуктивным.
6
Обязательно похвалите человека после того, как он изменит проект или свое поведение. Найдите время сказать ему, что он сделал все правильно. Это сгладит впечатление от прошлой беседы, сделает общение проще и удобнее для всех. Если у вас есть время на критику и осуждение, значит и хорошую работу вы тоже не сможете обойти, и подчеркнете ее важность для вас или коллектива.