Совет 1: Человек как элемент социальной структуры

Социум – это структура, которая состоит из людей. Бывают различные виды человеческих обществ, классифицировать их довольно сложно. Но совершенно очевидно одно: человек является главным элементом общества. Следствием из этого утверждения можно считать то, что для общества важен каждый человек.
Инструкция
1
Человеческое общество – это группа людей, которых объединяют отношения, существующие на постоянной основе. Общество нередко формируется под влиянием внешних факторов, не всегда люди сами стремятся образовать его. Так получается, что они попадают в общество независимо от собственного желания. Например, обществом является группа людей, проживающая на определенной территории, говорящая на одном языке или обладающая другим общим качеством.
2
Несмотря на то, что общество состоит из отдельных людей, сами они не теряют своей индивидуальности, присоединяясь к какой-либо группе. Люди могут даже не отождествлять себя с обществом. Бывает и такое, что человек, понимая, что он принадлежит обществу, старается воспротивиться этому, протестует и всячески высказывает неудовольствие от своей вовлеченности.
3
Взаимодействие человека и социума во многом определяется типом общества, о котором идет речь. Бывают добровольные кластерные объединения, и люди, состоящие в них, стараются организовать наиболее эффективное взаимодействие, никому из них не приходит в голову протестовать или препятствовать деятельности общества. Например, член общества садоводов Южно-Солнечного района N-ного города вряд ли будет стремиться развалить деятельность организации изнутри, если, конечно, он не является тайным приверженцем Южно-Пасмурного общества садоводов.
4
Социальная структура, в которую вступает человек, добровольно или нет, позволяет ему приобрести нечто, лежащее за пределами индивидуальности, хотя оно и влияет на нее определенным образом. Это надличностное качество дает человеку или нечто, обогащающее его индивидуальность, или, напротив, индивид чувствует, что оказывается в плену общественных требований, которые чужды ему. Конфликт человека и общества является столь же частым сюжетом лучших мировых произведений искусства, сколь и защита общественных идеалов или устоев.
5
Любая социальная структура в какой-то мере определяет человека как обособленное от природы существо. Первобытное общество образовалось именно с этой целью: получить некоторую независимость от природных условий, так как группе всегда легче выжить. В современном мире «природой» человека может являться то общество, к которому он принадлежит с рождения, и порой люди организуются в небольшие группы – новые общества – чтобы «выжить» среди тех, чьи идеалы они не разделяют. Именно по такому принципу появляются субкультуры.
6
Как правило, для абсолютного большинства людей понятие общества в какой-то мере ассоциируется с ответственностью. Социальная структура, к которой принадлежит человек, может устраивать его не полностью, но если он ощущает, что над ней нависла угроза, он обычно бросается защищать ее, забыв о прошлых противоречиях. Способность воспринимать социальную структуру, как нечто высшее и большее, чем один отдельно взятый индивид, во все времена помогала людям выживать.

Совет 2: Группа как элемент социальной структуры

Так уж заложено веками, что человек – существо социальное, которому без общества жить практически невозможно. Также человек не существует вне определенной социальной группы.

Общество как совокупность социальных групп

Всякое общество имеет определенную социальную структуру – вертикальную и горизонтальную. Социальная структура, в свою очередь, образуется малыми и большими группами, среди которых семья, трудовой коллектив, школьный класс, студенческая группа и др. Каждый человек в течение жизни состоит в нескольких группах.

Группа – это совокупность двух и более людей, которые взаимодействуют в течение определенного времени. Люди объединяются в группу в зависимости от общности интересов, целей, ценностей и пр. Такие группы принято называть социальными.

Выделяют случайные социальные группы. Они характеризуются массовостью и неустойчивостью в силу стихийного характера. Это люди, пришедшие на митинг, зрители в театре или кинотеатре, пассажиры в вагоне поезда или салоне автобуса.

К группам средней устойчивости в обществе относят школьные классы, студенческие группы, трудовые коллективы и пр. Самой устойчивой социальной общностью является нация.

В свою очередь, люди, входящие в группы в зависимости от ее устойчивости, образуют большие и малые социальные группы. Нация – большая социальная группа, бригада строителей – малая.

Группы в зависимости от социального содержания

Ключевым признаком, по которому люди подразделяются на социальные группы, является их социальное содержание. Социологи выделяют пять групп:
- социально-экономическая группа (сословие, класс);
- социально-этническая группа (род, племя, нация);
- социально-демографическая группа (молодежь, старики, дети);
- социально- профессиональная группа (учителя, врачи, строители);
- социально-территориальная группа (жители краев, областей, республик).

Один и тот же индивид входит во все пять социальных групп в зависимости от того, какое он занимает положение в обществе. Стоит знать, что группы в процессе развития общества не создавались и не создаются искусственно, волей человека - они возникли и сформировались стихийно, то есть эмпирически. Ни одному человеку не удастся избежать «членства» в той или иной группе.

Однако человек в определенные периоды жизни может занимать переходное положение из одной группы в другую. Это, как правило, длится недолго. В современном обществе наблюдается наиболее разительное деление людей на социальные группы в зависимости от состояния доходов, то есть на бедных и богатых.

Изучением социальных групп и общества в целом занимается наука социология.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500