Канули в Лету те времена, когда православие настаивало на присвоении младенцу имени при рождении согласно святцам (календарь православных имен). Если при рождении девочки в этот день по календарю предлагались только мужские имена, то подбиралось имя из дней, ближайших к дате рождения. Сегодня все гораздо проще, но совершая обряд крещения, выбирать младенцу имя полагается из тех, что имеются в святцах. Далекие от истинной веры в Бога родители, имея смутное понятие об истоках обряда крещения, порой только усложняют традицию, начиная поиски другого «тайного» имени, которое якобы никто не должен знать.

Действительно ли при крещении появляется второе имя



На самом деле не стоит мудрствовать, а назвать малыша понравившимся маме и папе именем. Один из самых авторитетных деятелей церкви XX века протопресвитер Александр Шмеман объясняет это с удивительной простотой. Он утверждает, что издревле любое имя считалось святым, требующим уважения и почитания с детства. Пронести чистоту и святость своего «я» через всю жизнь – это и есть самое главное предназначение человека. Традиция наречения младенца уже «реализованным» именем определенного Святого возникла гораздо позже и не является каноном.


Поэтому не нужно после гражданской регистрации имени в органах ЗАГС подбирать ребенку еще одно имя Святого, день почитания которого близок к дате рождения или крещения. Некоторые родители считают, что если не будет этой «привязки» к определенной дате, то их ребенок останется без покровителя. Есть разница между понятиями ангел-хранитель без имени и плоти, дарованный каждому при крещении, и Святой покровитель, имеющий одно и то же имя с человеком, принявшим обряд крещения. Причем Святых с одним и тем же именем может быть несколько, и каждый человек имеет право выбрать для обращения того, кто ближе ему душевно. В день памяти своего Святого и отмечаются именины, которые зачастую не совпадают по дате с днем рождения. Как бы дитя ни назвали, при крещении он все равно получит ангела-хранителя, призванного сопровождать и оберегать его по жизни.

В Библии есть предупреждение Иисуса о том, что данное имя нужно сохранять всю жизнь в том виде, в котором оно дано. Речь идет о словесной формуле. Православный церковный календарь изобилует именами греческого, древнееврейского, латинского и славянского происхождения, поэтому подобрать созвучное имя данному в миру зачастую не представляется сложным. Иван – Иоанн, Денис – Дионисий, Егор и Юрий станут Георгием. Но это не значит, что человек получил второе имя. Это просто аналог светского имени.

Существует ли понятие «тайное имя»



На заре христианства не было святцев, но это не мешало людям принимать обряд крещения. Информация о необходимости иметь второе имя, которое дается при крещении и сохраняется в тайне, скорее всего, миф, потому как история христианства об этом умалчивает. Если верить, что древние христиане принимали тайные имена с целью отвлечения темных сил и напастей в виде сглаза от настоящего имени, то церковь категорически против такой трактовки.

Возможно, легенда берет свое начало как раз в невозможности порой найти в святцах аналог светскому имени. Ведь тогда опираться следует не на словоформу, а на смысловую составляющую. Так, Светлана будет именоваться Фотинией, поскольку оба имени берут свое начало от слова «свет» (греч.). Виктория станет Никой, Добрыня – Агафоном (добрый), Дмитрий может стать Фомой (близнец), хотя сегодня оба имени имеют место в святцах.

Если родители дали своему чаду уж слишком мудреное имя, не имеющее ничего общего даже по смыслу с именами, указанными в святцах, то рекомендуется подбирать все равно что-то созвучное. Священники уверены, что совершенно разные имена по звучанию и смыслу внесут такую же раздвоенность в личную жизнь человека, причиняя ему, мягко говоря, неудобства.