Сущность политики «просвещенного абсолютизма»



Основоположником идеи «просвещенного абсолютизма» считают философа Томаса Гоббса. В центре этой теории стояло светское государство, покровителем которого был абсолютный монарх. «Просвещенный абсолютизм» вышел за рамки прежнего понимания государства, для которого был характерен узкий практицизм целей и методов управления страной. Этот подход предполагал ответственность правителя не только за государственные дела, но и за «общественное благо».


Литература просветительской направленности, получившая широкое хождение в обществе в середине XVIII века, не ограничивалась лишь критикой существовавших порядков. Стремления мыслителей были направлены на то, чтобы в обществе разворачивались реформы, инициатором которых должно было стать государство и «просвещенные» правители. Отличительный признак «просвещенного абсолютизма» – союз рационалистической философии и абсолютной монархии. Ярким воплощением описанных идей были философские и политические взгляды Вольтера.

Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих стран Европы, за исключением разве что Франции, Англии и Польши. Англия не нуждалась в подобных идеях, поскольку нашла другие пути для осуществления реформ. В польском государстве отсутствовал абсолютизм, там господствовала шляхта. А правители Франции не смогли взять на себя ответственность за проведение социальных преобразований, в результате чего монархия в этой стране к концу XVIII века перестала существовать.

«Просвещенный абсолютизм» в России



Идеи «просвещенного абсолютизма» нашли отражение в политике российской императрицы Екатерины II. Она находилась под определенным влиянием французских просветителей XVIII века – Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье. В трудах этих мыслителей Екатерина нашла взгляды, которые позволили ей использовать свое положение в государстве для укрепления позиций абсолютизма. В те времена в Европе было модно и выгодно слыть «просвещенным» правителем.

Настольной книгой императрицы было сочинение «О духе законов», написанное Монтескье. В нем говорилось о необходимости разделения власти в абсолютистском государстве на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Но Екатерина стремилась построить самодержавие так, чтобы необходимость в демократической конституции отпала. Императрица ограничилась лишь расширением прав и привилегий отдельных сословий.

К «просветительским» реформам Екатерины II можно отнести проведенные в годы ее правления изменения в культуре и образовании. В 1783 году она даровала частным лицам право заводить собственные типографии, что положило начало «вольному книгопечатанию». Чуть позже была проведена реформа народных училищ, а затем открылись женские учебные заведения. Подобные мероприятия позволяли Екатерине II сохранять престижный имидж «просвещенной» императрицы.