Совет 1: Какие есть масштабы карт

Топографические планы и карты, составленные на их основе, являются точными изображениями земной поверхности, спроектированными на плоскость. Масштаб – отношение размера любого топографического объекта на карте к его реальному размеру на местности, позволяет производить по ней линейные и площадные измерения.
Инструкция
1
Все топографические планы и карты имеют масштабы, которые в обязательном порядке указываются в их легенде – поясняющих надписях. В физическом смысле это отношение длины линии на карте к длине той же линии на местности. Такие планы и карты отображают топографические объекты в точных пропорциях, заданных масштабом. На планах и картах масштаб указывается в численном виде, как дробь, числитель которой всегда единица, а знаменатель – численное значение, показывающее во сколько раз размер объекта на карте меньше, чем размер того же объекта не местности, например, 1:10000, 1:250000 и т.п. Иногда вместе с численным масштабом в легенде карты указывают и линейный масштаб, который представляет собой линейку с указанием цены каждого деления в километрах или метрах.
2
В устной речи обычно упоминается не численный, а именнованный, или словестный, масштаб, более удобный для понимания. Например, вышеупомянутые численные масштабы в этом случае будут указаны, как: в одном сантиметре сто метров или в одном сантиметре два с половиной километра. Чем крупнее масштаб, т.е., чем меньше знаменатель численного масштаба, тем точнее будут измерения, произведенные на карте.
3
Подразделение на топографические планы и карты производится по масштабам. К планам относятся те картографические материалы, которые имеют крупный масштаб, к картам – более мелкий. Поскольку на картах изображаются большие площади, чем на планах, при создании карт учитывается элипсовидная форма земной поверхности, при этом центральная часть карты отображается почти без искажений, а ее края трансформируются с учетом развертки на плоскость.
4
В России с целью стандартизации картографической продукции разных масштабов, при создании планов используются численные масштабы: 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. Как правило, топографические планы необходимы для узкоспециальных целей. Они находят применение в землепользовании, лесном и сельском хозяйстве, градостроительстве. При создании карт используется стандартная линейка мелких масштабов: 1:1 000 000, 1:500 000, 1:200 000, 1:100 000, 1:50 000, 1:25 000, 1:10 000. Такая картографическая продукция находит широкое применение для целей образования, управления, экономического и политического анализа.

Совет 2: Какие существуют масштабы чертежей

Изображение любого объекта, выполненное согласно правил черчения, называется чертежом. Поскольку объекты могут иметь различные размеры, в том числе и далеко не совпадающие с разумными размерами их изображения применяют масштабирование.

Зачем нужен масштаб?

Чертежи выполняются по вполне определенным правилам, чаще всего на бумаге фиксированных размеров, которые принято называть форматами. Существуют форматы от самого большого А0, до самого маленького используемого в черчении А4.

В соответствии с форматом бумаги и делается чертеж. Разумеется, самым употребительным и наглядным является изображение в масштабе один к одному.

К сожалению далеко не всегда возможно и изобразить деталь в таком масштабе, ведь существует огромное количество разнообразных изделий несопоставимо крупнее или же напротив мельче даже самого крупного формата чертежной бумаги. Понятно, что в такой ситуации необходимо либо значительно уменьшать или же наоборот увеличивать изображение.

В особенности это касается различных планов местности и карт. Ведь даже самые подробные топографические карты в одном квадратном сантиметре содержат информацию о ста квадратных метрах местности.

Если бы не применялось масштабирование, то изображение местности и территорий на картах было бы просто невозможным, да и бессмысленным. Точно в такой же степени это правило применимо и к отображению малых и сверхмалых изделий.
Это вполне разумно, поскольку самый малый формат бумаги имеет размеры 210*297 мм. И по правилам черчения изображение на нем должно хорошо читаться.

Такие разные масштабы

Понятие масштаба отражает соотношение размеров изображаемого на плоскости бумаги объекта с его реальными габаритами. В переводе с немецкого языка слово «Masstab» - это мерило или размер.

Для того чтобы не было разночтений? и масштаб легко читался, существует определенный ГОСТ 2.302 – 68, регламентирующий применяемость масштабов.

Виды масштабов увеличения по ГОСТу: 2:1, 2,5:1, 4:1; 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1.

Виды масштабов уменьшения по ГОСТу: 1:2, 1:2,5, 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000

Но и это еще не все. При необходимости возможно применение масштаба увеличения по формуле (100n):1, где буква n является целым числом.

В техническом черчении основная масса чертежей выполняется в масштабе 1:1, что позволяет не только легче ориентироваться при изготовлении детали, но и при контрольной сборке облегчает задаче проектировщика.

Совет 3: Как измерить масштаб

Чтобы правильно определить местоположение объектов, указанных на карте, нужно знать масштаб, который был использован при ее составлении. Как правило, масштаб указывается в правом нижнем углу карты. Если он отсутствует, вы можете определить его самостоятельно.
Инструкция
1
Найдите на карте километровую сетку, чтобы измерить масштаб. Сторона каждого квадрата сетки равна определенному числу километров. Чтобы узнать это число, прочитайте подписи на выходе линий сетки у самого края карты. К примеру, расстояние между двумя линиями километровой сетки условно равняется 1 км.
2
Возьмите обычную линейку. Измерьте сколько это расстояние равно по фату. Например, оно составляет 2 сантиметра. В таком случае, чтобы определить масштаб, вам нужно сопоставить 2 полученные величины. Иными словами: 2 см = 1 км, 1 см = 500 м, следовательно, масштаб равен 1:50000.
3
Просмотрите номенклатуру карты, чтобы узнать масштаб. Сама по себе номенклатура – это численно-буквенное название карты. Каждому масштабному ряду присвоено какое-то конкретное значение. Например, если в названии карты содержится М-35, это означает, что масштаб карты равен 1:1000000, если М-35-XI, то 1:200000, если М-35-18-А-6-1, то 1:10000.
4
Как видите, в данном случае можно без дополнительных измерений определить масштаб. Скачайте из интернета полный список номенклатурных топографических обозначений. Этого будет вполне достаточно в случае наличия названия карты.
5
Определите масштаб на карте с помощью известных расстояний. Данный метод состоит в следующем. На некоторых картах есть изображение километровых столбов, расположенных на шоссе. Чтобы узнать масштаб, вам нужно с помощью линейки измерить расстояние между этими столбами, потом сопоставить с полученным значением и преобразовать в масштаб.
6
Вы также можете узнать масштаб карты по характерным признакам. Например, на всех картах масштаба 1:200000 есть обозначение расстояний между населенными пунктами. Как и в предыдущем случае, измерьте это расстояние линейкой, а затем сопоставьте величину указанную и величину полученную.
Обратите внимание
Ранее топографические карты, масштаб которых был крупнее, чем 1:50 000 относились к сведениям, составляющим государственную тайну. В настоящее время гриф секретности с них снят.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500