Совет 1: Социальная структура как признак общества

Все социологические школы, рассматривая общество как единое целое, отмечают, что целостность этой системы не означает однородства. Наоборот, в качестве одного из главных признаков общества выступает совокупность взаимосвязей элементов разного уровня, то есть социальная структура.
Инструкция
1
Термин «социальная структура» впервые упоминался в книге Герберта Спенсера «Принципы социологии». Это понятие обозначает устойчивые взаимосвязи между социальным организмом и его главными частями. Под термином «структура», в свою очередь, понимается порядок, расположение или совокупность элементов, функционально связанных между собой. Это одна из ключевых особенностей общества, ведь ни одна другая естественная система не отличается подобным многообразием объединений.
2
Современная социология не имеет единого представления о социальной структуре, однако существует множество различных подходов. Одним из самых популярных является теория социальной общности. Согласно ей, все общество состоит из реально существующих, эмпирически фиксируемых индивидов, отличающихся относительной целостностью и выступающих в качестве самостоятельных субъектов социальных взаимодействий.
3
Социальные общности между собой различаются разнообразием ситуационно обусловленных и исторических видов и форм. Главными отличительными критериями являются:
- плотность связей между членами (от сплоченных коллективов до номинальных объединения);
- продолжительность существования (от кратковременных до долговременных);
- количество элементов, входящих в общность (от двух до бесконечности).
4
По совокупности множества признаков социальные общности принято делить на две категории: групповые и массовые. Под первым понятием, как правило, рассматривают группы людей, которые характеризуются близким взаимодействием и ясными задачами. Массовые социальные общности – это совокупности индивидов с нечетким разделением обязанностей и стихийным поведением.
5
Еще один подход к определению сущности социальной структуры заключается в том, что все общество можно подразделить на отдельные социальные группы, которые и формируют единую систему. При этом под социальной группой понимают совокупность людей, имеющих единый социально значимый признак, а также общие ценности и нормы поведения.
6
Социальные группы, как правило, классифицируют только по сплоченности и масштабу. Большие группы – это круг людей, имеющих пространственную разобщенность и общие интересы. К ним, как правило, относят социальные слои, классы и этносы. Малые группы - малочисленные объединения, находящиеся в прямом общении. Примеры: семья, класс, рабочий коллектив.
7
Также социальные группы бывают первичными и вторичными. В первичные группы входят люди, которые находятся в постоянном контакте (семьи, братства и т.д.). Вторичные группы объединяют людей, взаимодействующих опосредованно (учатся в одном институте, но лично не общаются).

Совет 2: Признаки общества как социальной системы

Со времен появления социологии ученые пытаются описать общество как социальную систему, выделив в нем необходимые составляющие элементы. Однако по-настоящему большой шаг в данном направлении исследований удалось сделать только после создания общей теории систем.
Инструкция
1
Согласно общей теории систем, простой взаимосвязи элементов недостаточно. Их совокупность должна создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое. В обществе этот признак прослеживается ярче всего. Все его элементы прямо и косвенно взаимодействуют между собой, образуя тем самым социальную структуру с особыми, отличительными чертами. По сути, каждая подсистема общества – отдельная система, которая также состоит из множество подуровней.
2
Отношения внутри этой иерархии таковы, что они могут взаимодействовать друг с другом спонтанно, ничем не руководствуясь. Общество полностью автономно и не зависит от воли субъектов, входящих в нее. Из-за этого возникает ряд проблем: как связать абсолютно спонтанные действия индивидов и предсказуемое поведение системы? Способен ли индивид осознать последствия своих поступков, которые в ходе последовательных взаимосвязей могут принести обратный результат? На данный момент решение этих задач является одними из ключевых в социологии.
3
Отношения общества и окружающей среды – еще один явный признак. Для любой системы окружающая среда представляет потенциальную опасность, поскольку она может внести изменения, которые влекут за собой полное изменение структуры и разрушение. В обществе подобная динамика также прослеживается: природные катаклизмы, опасные животные, болезни и так далее. Однако все элементы неустанно работают ради сохранения жизни.
4
Система может воспроизводить саму себя. Таким образом осуществляется полноценная жизнедеятельность. В обществе этот признак присутствует. Причем механизм самовоспроизведения происходит без сознательного участия элементов. Помимо деторождения, в обществе существует стадия социализации, то есть безболезненного вхождения в систему, усвоения ее правил и предыдущего опыта.
5
К числу явных признаков системы также относят способность интегрировать в себя новые образования. Новые элементы, появляющиеся в обществе, тут же находят логическую взаимосвязь со всеми другими. Происходит адаптация, призванная улучшить или обезопасить существующий порядок вещей. Этот факт объясняется множеством революций, которые происходили в различные эпохи.
6
К тому же общество, как и любая другая система, состоит из множества уровней. Первым уровнем являются социальные роли, которые задают структуру взаимосвязей. Второй уровень – социальные институты и общности. Третий уровень – сложная, устойчивая организация.
Видео по теме

Совет 3: Социальная общность: ее определение, структура, значимость

Общности – это подсистемы, из которых состоит общество. Люди объединяются в общности по какому-либо признаку – по целям, интересам, задачам и так далее. Членов одной общности отличает схожее поведение и выполнение похожих социальных ролей в обществе.

Что такое общность

Итак, общность представляет собой совокупность индивидов, которых объединяют похожие интересы, ценности, условия жизнедеятельности. Кроме того эти индивиды в составе общности осознают свою социальную идентичность. Некоторые социологи считают, что общности появляются неслучайно. Американский ученый Д. Хоманс полагает, что люди в составе общности стремятся достичь определенного блага. Причем чем большее значение имеет это благо - тем больше сил человек прилагает для взаимодействия с остальными людьми. Получается, что общности образуются только для достижения общей цели.

Виды и структура общностей

Классификация общностей обычно проводится по различным признакам. Это может быть временной признак, т.е. время существования общности может занимать несколько минут (к примеру, аудитория митинга), а может – несколько столетий (тут речь идет о целых нациях). По количественному признаку общности градуируются от двух человек (например, сценическая команда) до нескольких тысяч (члены одной партии). Еще один признак – плотность связей между представителями общности: это может быть тесно сплоченный коллектив (такой, как коллектив сотрудников отдельно взятого офиса) или аморфное образование, в котором люди почти не взаимодействуют друг с другом (футбольные болельщики).

Существует также понятие массовой социальной общности. Такая общность нестабильна и разнородна по составу, причем невозможно точно определить количество входящих в нее людей. Массовая социальная общность функционирует на основании какой-либо деятельности - нее нет существования общности. К таким социальным образованиям относятся фанаты рок-звезд и спортивные болельщики. Отдельно взятая нация или раса тоже считается массовой общностью. Сюда же можно отнести и толпу митингующих.

Особое место занимает объединение людей в общности по этническому признаку. У людей одной и той же этнической принадлежности общая территория проживания, солидная история, своя культура и собственное самосознание, что ставит членов этнической общности несколько в стороне от других наций и народностей, заставляя их осознавать свои отличия от них. В начале формирования этнической общности основополагающим признаком является проживание на общей территории. В дальнейшем этот признак перестает быть главным. К примеру, люди, считающие себя русскими, проживают во всем мире и в то же время не забывают традиции своего этноса.
Видео по теме

Совет 4: Социальная сфера как пространство

Социальная сфера как пространство представляет собой совокупность определенных устойчивых взаимоотношений между субъектами общества. Понятие социальной сферы можно рассматривать как с точки зрения экономических процессов, так и с точки зрения социальной философии

Социальная сфера как экономическая составляющая общества

Социальная структура представляет собой совокупность социальных систем, т.е. групп людей, объединенных по определенному признаку. С точки зрения экономики, социальная сфера определяется как целостная система отношений между социальными группами, отличающимися социально-экономическим положением, отношением к собственности, ролью в организации общественного труда. Социальными группами могут быть трудовые коллективы, классы, половозрастные группы.

Социальная сфера рассматривается как совокупность хозяйственных отраслей, предприятий и организаций, объединенных для поддержания уровня жизни и оптимального распределения экономических благ между группами людей. К социальной сфере относятся социальная государственная политика, система здравоохранения, социальное обеспечение разных групп населения, жилищно-коммунальная инфраструктура, транспортная инфраструктура, уровень образования, деятельность общественных организаций, культурные особенности общества. Экономическая политика государства в области социальной сферы направлена на перераспределение государственных доходов с учетом интересов социально неустойчивых, нуждающихся групп граждан.

Социальная сфера включает в себя следующие понятия:
- социальные отношения (отношения между сложившимися группами людей по обмену и распределению благ, разделению труда, участию в общественной жизни);
- социальная деятельность (трудовая, политическая, общественная, культурная);
- социальные институты (система образования, здравоохранения и т.д.).

Выделяют малые и большие социальные институты в жизнедеятельности общества. К первым относятся семья, объединения людей. Ко вторым - органы государственного управления, учреждения и организации.

Определение социальной сферы в социальной философии

В социальной философии социальная сфера трактуется как совокупность отношений, определяющих человека как социальное существо. Социальная сфера объединяет жизненные интересы людей. От ее состояния зависит качество жизни и равновесие в общественных отношениях. Составной частью социальной сферы являются социальные процессы и явления, а также деятельность, направленная на решение возникающих проблем между группами общества.

Выделяют две основные функции социальной сферы: развитие человеческого потенциала и обеспечение социальной стабильности. Важной особенностью социальной сферы является социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп и слоев в другие. Таким образом, социальная сфера выступает как сфера жизни общества, объединяющая отношения людей, направленных на удовлетворение бытовых, культурных, эмоциональных потребностей.
Видео по теме

Совет 5: Какие признаки у демократического режима

Демократия – это политический режим, который предполагает свободу и равенство всех граждан, проживающих на территории страны. Однако существует и ряд других признаков, которые отличают демократию.
Инструкция
1
Демократия, как правило, присутствует в странах, в которых развита рыночная экономика, а средний класс занимает значительное место в социальной структуре. Этот режим способен сложиться лишь в государствах с высоким уровнем социально-экономического развития. Именно он может обеспечить достойное благосостояние граждан, являющееся основой согласия, прочности и стабильности демократических идеалов.
2
Настоящая демократия может существовать только в обществе с развитой политической и общей культуры. К тому же на высоком уровне должна находится политическая и социальная активность населения. Индивидуумы и их объединения способны защитить собственные взгляды и демократические институты.
3
Чтобы реально обеспечить все права и свободы человека, должно существовать многообразие форм собственности. К тому же в обязательном порядке установлено, признано и гарантировано право частной собственности. Только тогда достигается независимость человека от государства.
4
Главным признаком демократии считается признание людей, являющихся гражданами страны, носителями суверенитета и источником власти. Только народу может принадлежать конституционная и учредительная власть в стране. Именно граждане выбирают своих представителей в законодательные органы и именно они имеют право их периодически менять.
5
Демократия отличается присутствием фундаментальных прав и свобод индивидуумов, их гарантированностью и защитой государства. Только в демократических режимах существует формально-юридическое равноправие людей, а также гарантия их реальной возможности участия в политической жизни государства.
6
Истинной политической силой обладает только большинство, а не меньшинство, как в других политических режимах. Однако меньшинство может вести оппозицию в ответ на решения большинства.
7
Демократия отличается политическим плюразлимом. Под этим термином понимается присутствие большого количества различных политических партий, групп и движений, которые находятся в свободной конкуренции. В других политических режимах, как правило, присутствует лишь одна руководящая группировка.
8
Ключевое отличие демократии – наличие системы разделения властей. То есть, вся власть в стране поделена на три независимые политические ветви (законодательную, исполнительную и судебную), что позволяет устранить любое проявление диктатуры.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500