Различие подходов к определению истины



Скептик сказал бы, что истины нет, софист предложил бы считать истиной все то, что выгодно самому человеку. Но Сократ принадлежал к другому направлению, противному софистике и далекому от скептицизма, потому не считал истину исключительно субъективным понятием. По Сократу каждый человек может иметь свое представление о том или ином понятии, но истина при этом одна для всех. Таким образом, согласно учению Сократа, абсолютная истина формируется из ряда относительных истин.


Сократ предложил свой метод определения истины. Его суть заключалась в поиске противоречий в речах собеседников. Для этого он вступал в диалог и спорил, выдвигая все новые и новые гипотезы, опровергающие мнение собеседников. Результатом этого становилась истина. На ней философ как раз и акцентировал свое внимание. По его мнению, то, что рождалось в споре, являлось истиной. В отличие от оппонентов-софистов, с которыми чаще всего и устраивались споры, сократическая истина являлась объективной.

Впоследствии данный метод определения истины получил название сократического.

Сократов метод



Для определения истины Сократ пользовался методом диалога, или беседы. Диалог Сократ обычно начинал с фразы, позже получившей известность: «Я знаю, что ничего не знаю». Особенно часто Сократ спорил с другим философом-софистом Протагором. Протагор считал, что истина – понятие субъективное, что для него, Протагора, истина в одном, а для Сократа – в другом. Тогда Сократ стал опровергать один за другим доводы известного софиста, так что Протагор признал: «Ты совершенно прав, Сократ».

По мнению современников, Сократ подходил к ведению диалогов с тонкой иронией и так умел убедить собеседников в правоте того или иного явления, что они сами начинали считать его истинным, как в случае с Протагором.

Сократов метод определения истины в споре явился новым в античной философии. Теперь предметом познания становилось само знание. Сократовская философия имела дело не с бытием, как у его предшественников, но со знанием о бытие.

Сам автор сравнивал свой метод с действиями повивальной бабки, которая помогает рождению нового человека. Сократ так же помогал появиться на свет истине. С понятием истины Сократ тесно связывает понятие нравственности.

Таким образом, до Сократа философы провозглашали свою истину, после – уже обязаны были ее доказывать. А это было намного сложнее, потому что требовало фактов, а не умозрительных заключений.