Совет 1: В чем истина по Сократу

Вопрос о том, что есть истина, волновал как философов, так и далеких от науки людей, с древности. Не обошел его вниманием и античный философ Сократ. В основе его учения понятие истины и метода ее определения занимало центральное место.

Различие подходов к определению истины



Скептик сказал бы, что истины нет, софист предложил бы считать истиной все то, что выгодно самому человеку. Но Сократ принадлежал к другому направлению, противному софистике и далекому от скептицизма, потому не считал истину исключительно субъективным понятием. По Сократу каждый человек может иметь свое представление о том или ином понятии, но истина при этом одна для всех. Таким образом, согласно учению Сократа, абсолютная истина формируется из ряда относительных истин.

Сократ предложил свой метод определения истины. Его суть заключалась в поиске противоречий в речах собеседников. Для этого он вступал в диалог и спорил, выдвигая все новые и новые гипотезы, опровергающие мнение собеседников. Результатом этого становилась истина. На ней философ как раз и акцентировал свое внимание. По его мнению, то, что рождалось в споре, являлось истиной. В отличие от оппонентов-софистов, с которыми чаще всего и устраивались споры, сократическая истина являлась объективной.

Впоследствии данный метод определения истины получил название сократического.

Сократов метод



Для определения истины Сократ пользовался методом диалога, или беседы. Диалог Сократ обычно начинал с фразы, позже получившей известность: «Я знаю, что ничего не знаю». Особенно часто Сократ спорил с другим философом-софистом Протагором. Протагор считал, что истина – понятие субъективное, что для него, Протагора, истина в одном, а для Сократа – в другом. Тогда Сократ стал опровергать один за другим доводы известного софиста, так что Протагор признал: «Ты совершенно прав, Сократ».

По мнению современников, Сократ подходил к ведению диалогов с тонкой иронией и так умел убедить собеседников в правоте того или иного явления, что они сами начинали считать его истинным, как в случае с Протагором.

Сократов метод определения истины в споре явился новым в античной философии. Теперь предметом познания становилось само знание. Сократовская философия имела дело не с бытием, как у его предшественников, но со знанием о бытие.

Сам автор сравнивал свой метод с действиями повивальной бабки, которая помогает рождению нового человека. Сократ так же помогал появиться на свет истине. С понятием истины Сократ тесно связывает понятие нравственности.

Таким образом, до Сократа философы провозглашали свою истину, после – уже обязаны были ее доказывать. А это было намного сложнее, потому что требовало фактов, а не умозрительных заключений.

Совет 2: Как стать мудрым человеком?

Высшая степень знания, постижение истины, познание глубинных основ бытия – так можно определить понятие мудрости. Во все времена мудрость была одним из тех идеалов, к которым стремилось человечество в целом и отдельные люди.
Мудрость – понятие почти такое же неуловимое, как красота. Довольно сложно определить, почему та или иная женщина кажется красивой, детальный разбор отдельных черт ее внешности не даст ответа на этот вопрос. Не менее сложно ответить, почему того ли иного человека считают мудрым, анализируя отдельные его качества. Мудрость – это общая характеристика личности, пронизывающая все ее сферы. И все же можно говорить о некоторых характерных чертах мудрого человека.

Знание



Мудрый человек должен обладать большим количеством знаний, причем знания эти должны быть разносторонними. Это отличало таких людей, как Леонардо да Винчи, Томас Мор, чья принадлежность к числу мудрецов не вызывает сомнений. Подобная «универсальность» была присуща и Аристотелю, заложившему основы многих наук.

Но большой багаж знаний еще не делает человека мудрым. Есть люди, которых называют «ходячими энциклопедиями»: знаний у них много, но они представляют собой «мертвый груз», просто сохраняясь в памяти. Такого «мудреца» с успехом заменит компьютер с большим объемом жесткого диска.

Истинно мудрого человека отличает восприятие знания как ценности. Он никогда не считает свои знания достаточными, познание мира – это его потребность. Именно это имел в виде Сократ в своем известном изречении: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Осмысление мира



Накопление и систематизация знаний порождает необходимость вывести общие закономерности, по которым «живет» мироздание. Среди наук этим занимается философия, и не случайно ее название переводится как «любовь к мудрости», «любомудрие». Во многих древних культурах «мудрецами» называли тех, кого сегодня назвали бы философами.

Впрочем, профессиональный философ не всегда бывает мудрым. И наоборот, чтобы стать мудрым, не обязательно защищать диссертацию по специальности «Философия». Разум истинно мудрого человека всегда активен, всегда ищет проявления всеобщих закономерностей в конкретных событиях – сравнивает, анализирует и синтезирует, находит общие черты, обобщает и абстрагирует. Именно поэтому мудрый человек способен прогнозировать события – настолько, что кто-то может принять это за ясновидение. Никакой мистики в этом нет, мыслящий человек знает о любом новом событии – это уже когда-то и где-то было.

Отношение к миру



Пожалуй, самый сложный вопрос – это отношение мудрого человека к окружающему миру. Многие склонны отождествлять мудрость с равнодушием, со стремлением изолировать свой разум от окружающего мира. В некоторых философских системах (например, в буддизме) это даже провозглашается одной из главных задач.

Все же такой подход представляется ошибочным. Познание мира невозможно без восприятия его как ценности, без любви к нему. Понимание глубинных основ мира вообще и человеческой жизни в частности неизбежно должно порождать восторг перед величием мироздания.
Источники:
  • Афоризмы о мудрости
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500