Совет 1: Что входит в Мировой океан

Земля - маленький голубой шарик в просторах бескрайнего космоса. Такая красивая и такая живая. Вода – вот то бесценное сокровище, которое сделало Землю неповторимой, уникальной планетой. Гидросфера Земли составляет 1 533 000 000 кубических километров, и весьма значительная ее часть - 96% - приходится на долю Мирового океана.

Инструкция
1
Мировой океан – единый и непрерывный водный массив, покрывающий ¾ всей земной поверхности. Эта гигантская акватория делится на несколько крупных частей - океанов. Конечно, nfrjt разделение весьма условно. Границами океанов служат береговые линии материков, острова, архипелаги. Иногда, за неимением таковых, границы проводят по параллелям или меридианам. Главными же признаками, по которым происходит разделение водного пространства на составляющие, являются свойства, присущие той или иной части Мирового океана – климатические и гидрологические особенности, соленость и прозрачность вод, самостоятельность систем атмосферной циркуляции и океанических течений и т.д.
2
До недавнего времени было принято деление мировой акватории на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый, хотя некоторые ученые считали, что было бы правильно выделить еще и Южный Антарктический океан. Основанием для этого является специфика климатических и гидрологических условий этой части Мирового океана. Вообще-то Южный океан существовал на географических картах с середины XVII до первой четверти ХХ века. Во времена Варениуса, голландского географа, который первым предложил выделить южную полярную область в качестве самостоятельной части мировой акватории, Антарктиду причисляли к океану. Северную его границу проводили по широте Южного полярного круга. В ученом мире долгое время не было единого мнения по вопросу, следует ли выделять Южный океан. Однако в 2000 г международная географическая организация, опираясь на новые океанологические данные, объявила о своем решении: на картах мира снова должен появиться Южный Антарктический океан.
3
Составляющими частями океанов являются моря, заливы и проливы. Море – часть океана, отделяющаяся от основной его акватории островами, полуостровами или особенностями подводного рельефа. Моря имеют собственные, отличные от океанических, гидрологические и метеорологические условия, а часто и свой собственный растительный и животный мир. Исключением из общего правила является Саргассово море, которое вообще не имеет берегов. Всего в Мировом океане насчитывается 54 моря.
4
Моря бывают окраинные, внутренние, и межостровные. Окраинным морем является некоторая часть акватории океана, обособленная от основной его части островами или полуостровами, примыкающая к материковой береговой линии и, как правило, расположенная на материковом шельфе. Примеры окраинных морей: Баренцево, Чукотское, Карское, Норвежское, Восточно-Сибирское и другие.
5
Внутренние моря делятся на внутриматериковые и межматериковые. Они далеко вдаются в сушу одного материка. С акваторией океана их соединяют проливы или прилегающие к ним моря. Внутриматериковыми являются моря: Черное, Азовское, Балтийское, Белое и другие. Межматериковыми считаются Средиземное море, Красное море, Мексиканский залив. Это моря, прилегающие к 2 или нескольким материкам и расположенные между ними.
6
К межостровным относятся, к примеру, Филиппинское и Яванское моря. От основной океанической акватории их отделяют острова и некоторые особенности подводного рельефа.
7
Залив – часть любого водоема, глубоко врезающаяся в сушу, но свободно с ним соединяющаяся. Пролив – некоторая относительно узкая часть океана или моря между материками, островами или другими участками суши. Он соединяющая отдельные части водоема или смежные водоемы.

Совет 2: Что такое географическая оболочка

Географическая оболочка — это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимодействуют верхняя часть литосферы, гидросфера, нижняя часть атмосферы и биосфера.
Литосфера – это внешняя твердая каменная оболочка, включающая всю земную кору с частью верхней мантии Земли, и состоит из осадочных, изверженных и метаморфических пород (кроме земной коры и мантии, в состав Земли также входит ядро).

Атмосфера – это внешняя газовая оболочка Земли, которая начинается у ее поверхности и связана с ней силой тяжести. Атмосфера представляет собой смесь газов и взвешенных частиц (воздух). Она включает в себя следующие слои: тропосфера и тропопауза, стратосфера и стратопауза, мезосфера, термосфера и термопауза, экзосфера.

Гидросфера – это водная оболочка Земли. Включает в себя воды Мирового океана и воды суши (моря, океаны, реки, озера, водоемы, проливы, заливы и т.д.) и находится между атмосферой и литосферой.

Биосфера – это живая оболочка Земли. Границы биосферы – это область распространения живых организмов.

В отличие от других оболочек, географическая имеет сложный состав и строение, наибольшие запасы свободной энергии. Также отличается наличием жизни. Существование и развитие географической оболочки подчиняется следующим закономерностям: целостности, ритмичности, зональности.

Целостность - это взаимодействие компонентов, обусловленное непрерывным круговоротом и обменов веществ и энергии. Изменение одного из компонентов ведет к изменению других.

Ритмичность – постоянное повторение каких-либо явлений с течением времени. Например, годовые ритмы, которые обеспечивает Земля, вращаясь вокруг Солнца. К ритмичности также можно отнести явление изменения климата.

Зональность – изменение природных компонентов от экватора к полюсам, обусловленное распределением солнечного тепла и влаги.

Географическая оболочка – целостная и непрерывная оболочка Земли, в которой происходит сложное взаимодействие и непрерывный обмен.
Видео по теме

Совет 3: Что такое гидросфера

Весь мировой океан, вода рек и прочих водоемов, а так же подземные воды и вечные льды объединены в единую гидросферу Земли. Водная оболочка земли находится в постоянном взаимодействии с земной корой и атмосферой. Именно гидросфера стала местом зарождения жизни на нашей планете.
Гидросфера (от "гидро" - вода и "сфера" - шар) - прерывистая водная оболочка Земли, которая располагается межу атмосферой и твердой земной корой (литосферой). Это совокупность океанов, морей, рек и всех поверхностных вод суши. В нее входят так же подземные воды, снег и лед Арктики и Антарктики. Даже атмосферная вода и вода живых организмов, включается в это понятие.

Поверхностные и атмосферные воды составляют лишь доли процента от всего объема гидросферы. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах. Второе место по объему принадлежит подземным водам. Третье занимает вода ледников и снега Антарктиды.

Несмотря на незначительный процент от общей массы, поверхностные воды играют важнейшую роль в жизни людей. Именно они являются источником питьевой и технической воды, которую люди используют для своих нужд.

Воды гидросферы находятся в постоянном непрерывном взаимодействии с атмосферой и литосферой. Переходя из одной фазы в другую, они принимают участие в круговороте воды в природе.

Все формы круговорота воды составляют единый гидрологический цикл, в процессе которого происходит возобновление всех видов вод. Наиболее продолжительный период приходится на обновление ледников и глубоко залегающих подземных вод. Быстрее всего обновляются атмосферные воды и биологические воды, которые входят в состав растений и животных.

Гидросфера - система незамкнутая. Между ее водами существует тесная взаимосвязь, которая обуславливает единство водной оболочки Земли как природной системы и взаимодействие ее с другими геосферами.

Кроме того, вода является колыбелью жизни на нашей планете. Ведь только вначале палеозойской эры живые организмы вышли на сушу. До этого момента они росли и развивались в водной среде.

Современная гидросфера - результат длительной эволюции Земли и дифференциации ее веществ.
Видео по теме

Совет 4: Что такое страна

Страна - это территория, имеющая определенные границы. Она может обладать государственной независимостью (суверенитет) или находиться под властью другого государства. На сегодняшний день во всем мире насчитывается более 250 государств и территорий. Все страны мира имеют свою экономическую, политическую и социальную ситуацию.
Инструкция
1
Государство имеет строго ограниченную территорию, на которую распространяется суверенитет. В состав государственной территории входит суша и недра, внутренние воды, территориальные воды ( примыкающие к суше воды Мирово­го океана) а также лежащее над водами и сушей воздушное простран­ство. Пространственные пределы государств обозначе­ны сухопутными и морскими границами, по которым одна страна отделяется от другой.
2
Страны мира разнятся по размерам территории (крупные, средние, неболь­шие), численности населения, географи­ческому положению (полуостровные, островные, внутриконтинентальные), природно-ресурсному потенциалу, ре­лигиозным и историческим признакам. Государства имеют различную форму правления (республика, монархия), административно-территориальное устройство (унитарные, федеративные). К островным странам относят Великобританию, Новую Зеландию, Кубу, Ирландию. К полуостровным - Индию, Норвегию, Португалию, Италию. Внутриконтинентальные страны - это большинство стран мира, не имеющих водных границ. По территориальному признаку выделяют семерку самых крупных стран - Россию, Канаду, Китай, США, Бразилию, Австралию и Индию.
3
По уровню социально-экономического развития государства классифицируются на развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. К первым относят практически все страны Западной Европы, Канаду, США, Японию, Израиль, Австралию и Новую Зеландию, ЮАР. Все эти государства имеют высокий уровень социального и экономического развития. Страны с переходной экономикой - это государства Восточной Европы, Россия, Албания, Китай, Вьетнам, бывшие республики СССР, Монголия. К развивающимся странам относятся большинство стран Азии, Африки, Латинской Америки. В особую подгруппу входят страны — экспортеры нефти. Это Ал­жир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Катар, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бруней, Бахрейн и другие. Показателем уровня социально-экономического развития служит, прежде всего, величина вало­вого внутреннего продукта (ВВП) страны. Ее размеры выражают совокупную стоимость конечных товаров и услуг, которые выпущены на территории своей страны. Кроме того, большое значение имеет уровень и качество жизни, которые определяются по совокупности пока­зателей - продолжительности жизни, уровню образования, безработицы, потреблению товаров и услуг, состоянию природной среды.
Видео по теме
Источники:
  • Страны мира
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500