Совет 1: Какие вклады облагаются налогом

Выбирая вклад, владельца денежных средств часто ориентируются на размер процентной ставки. Однако следует иметь в виду, что итоговая прибыль по вкладу может оказаться несколько ниже, если с нее придется уплатить налог.
Вам понадобится
  • - калькулятор
  • - Указание Центрального банка РФ от 13 сентября 2012 г. N 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
  • - Налоговый кодекс Российской Федерации
Инструкция
1
Определите размер ставки по депозиту, на котором вы хотите разместить денежные средства. Дело в том, что обязанность по уплате налога на доходы от размещения денег на вкладах и размер налога в этом случае будут зависеть именно от размера процентной ставки. Кроме того, уточните, размещается ли данный вклад в рублях или в иностранной валюте.
2
Теперь стоит обратиться к изучению Налогового кодекса Российской Федерации. Налогообложение вкладов физических лиц на территории нашей страны регулируется положениями статьи 214.2 указанного нормативно-правового акта. Это раздел законодательства устанавливает, что обязанность по уплате налогов возникает у физического лица в случае, если процентная ставка по вкладу в рублях, на котором он разместил свои денежные средства, превышает величину ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ, более, чем на 5%. В отношении вкладов в иностранной валюте обязанность по уплате налогов возникает в случае, если размер процентной ставки по такому депозиту оказывается выше, чем 9% годовых.
3
После этого необходимо выяснить, какой размер ставки рефинансирования установлен Центральным банком Российской Федерации на текущий момент. В настоящее время действующим нормативно-правовым актом, регулирующим ее размер, является Указание Центрального банка РФ от 13 сентября 2012 г. N 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России». Согласно этому документу, с 14 сентября 2012 года по сей день на территории нашей страны действует ставка рефинансирования, составляющая 8,25% годовых. Таким образом, согласно положениям статьи 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов на прибыль от размещения денежных средств на депозите возникает у тех вкладчиков, которые положили свои деньги на вклад, ставка по которому превышает 13,25% годовых.
4
Определите, какую сумму налога вам надлежит уплатить. Размер ставки, применяемой в отношении прибыли, получаемой от размещения денежных средств на депозитах, составляет 35%. Однако стоит иметь в виду, что такой налог необходимо будет уплатить лишь с той части причитающихся к получению процентов, которая превышает максимально допустимый размер, установленный законом. Например, если ставка по вашему вкладу в рублях составляет 15% годовых, то налог в размере 35% придется уплатить лишь с процентов, превышающих 13,25% годовых, то есть с прибыли в 1,75% годовых.

Совет 2: Как платить НДФЛ по вкладам

Ставки по некоторым банковским вкладам выглядят очень привлекательно, но не все знают, что итоговый доход по ним может оказаться ниже запланированного. В погоне за высокими процентами стоит учесть, что сумма, полученная за размещение денег на депозите, в некоторых случаях облагается налогом.
На протяжении нескольких лет Банк России отслеживает изменение ставок по срочным депозитам в 10 крупнейших отечественных банках. Ориентируясь на их динамику, регулятор устанавливает ставку рефинансирования, которая является одним из ключевых показателей в банковской сфере. Она является одним из важнейших инструментов финансового рынка страны, поскольку призвана регулировать ставки на рынке межбанковских кредитов и проценты по депозитам для юридических лиц и граждан.

Именно ставка рефинансирования задействована в расчете суммы налога, который придется заплатить вкладчикам, разместившим свои деньги на более привлекательных условиях, чем в среднем по стране. Каков же механизм расчета сумм НДФЛ по вкладам, и в каких случаях придется заплатить налог?

Как облагаются налогом рублевые и валютные вклады

Порядок налогообложения доходов по вкладам граждан регламентирован ст. 224 Налогового Кодекса РФ. Она гласит, что если ставка по рублевым депозитам превышает ставку рефинансирования на 5 процентных пунктов, то с этой разницы придется заплатить налог в 35%. Например, если ставка рефинансирования составляет 8, 25%, а доход по вкладу – 15, 25%, то НДФЛ будет уплачиваться с заработанных «сверх нормы» 2%. Сегодня ставка НДФЛ для граждан составляет 13%, поэтому сама по себе сумма выплаченного налога обычно невелика.

По валютным вкладам действует более простой механизм расчета: налог придется заплатить с суммы дохода, полученной по ставке, превышающей 9% годовых в любой иностранной валюте. Следует отметить, что Банк России предусмотрел ряд действенных механизмов для того, чтобы ставки по депозитам не превышали ставку рефинансирования более чем на 25%. В частности, к банкам, предлагающих клиентам действительно высокие ставки, приковано повышенное внимание регулятора. Это выражается не только в применении мер дополнительного надзора, но и в штрафных санкциях. Именно поэтому сегодня трудно найти рублевый депозит со ставкой более 12%. Ставки по валютным вкладам же прочно обосновались ниже отметки в 7%.

Как уплачивается налог

Самостоятельно заниматься расчетом суммы налога и его выплатой не придется, поскольку каждый банк берет на себя налогового агента для своих вкладчиков. Сумма налога вычитается из суммы процентного дохода, причитающегося гражданам. Доход будет обложен налогом в момент фактической его выплаты. Вкладчик получает на руки сумму, уже уменьшенную на величину НДФЛ, причитающегося к выплате, а банк самостоятельно перечислит удержанный налог в бюджет.
Видео по теме
Источники:
  • НДФЛ с процентов по рублевым вкладам: платить или нет?
  • Налог на вклады в банках: как платить, сколько и когда

Совет 3: Как платить налог со вклада

Увидев очень выгодную процентную ставку по вкладу, стоит учесть, что она может облагаться налогом. В России он платится при условии, что процент по вкладу на 5% выше ставки рефинансирования.

В каких случаях платится налог с вклада

Под налогообложение попадают доходы, полученные от вкладов с процентными ставками выше 5% действующей ставки рефинансирования, которая устанавливается Центробанком. Сейчас она составляет 8.25%. Поэтому налог уплачивается с вкладов свыше 13.25%. По валютным вкладам необходимость заплатить налог возникает при превышении процентной ставки 9% в год.

Налоговая ставка в этом случае составляет 35% для резидентов и 30% для нерезидентов. Ранее для пенсионеров предполагались льготные ставки налога (13%), но с 2008 г. их отменили. Налог платится только с доходов сверх установленных норм. Например, при вкладе с процентной ставкой 15.5% налог платится только с 2.25%. Вкладчик получает на руки доходность по вкладу за минусом удержанного налога.

Еще один вид вложений, который облагается налогом - это депозиты в драгметаллах. Такие вклады облагаются налогом в размере 13%. Он начисляется на всю сумму процентного дохода.

При этом учитывается только номинальная процентная ставка, а не эффективная. Неважно предусмотрена ли по вкладу капитализация процентов. Эффективная ставка может превышать установленные законом нормы и платить налог в пользу государства не нужно будет.

Порядок уплаты налога с вклада

В данном случае банк выступает в качестве налогового агента, а клиенту никаких дополнительных мер предпринимать не нужно. Банки сами заполняют все необходимые справки для налоговой и перечисляют деньги в бюджет. Именно поэтому многие вкладчики узнают о налогообложении депозитов с повышенными процентами только в момент получения доходов по вкладу.

Если в период действия вклада ставка рефинансирования менялась, обязанность по уплате налога не возникнет. Учитывается только, какая она была на момент заключения договора или его пролонгации.

Случаются ситуации при которых клиент может забрать деньги с вклада заранее. Тогда, в большинстве банков ему будет выплачен доход по ставке «до востребования». Таким образом, должны быть пересмотрены налоговые платежи. Если НДФЛ уже был перечислен, то вернуть его можно только по личному заявлению налогоплательщика.

Пример расчета налога с вклада

Например, вкладчик положил 1 млн р. на 90 дней под 14.5% годовых. Разница между максимально допустимым и установленным процентом составляет 1,25%. База для налогообложения будет равна 3028,19 р. (1 млн * 1,25*90/365*100). Сумма налога составит 3028,19*0,35 = 1078,77 р.

Получается, что доходность до налогообложения составит 35753,42 р. За вычетом налога - 34674,66 р.
Видео по теме
Обратите внимание
Обязанность по осуществлению перечисления денежных средств, составляющих величину налога, возлагается на банк, в котором у вкладчика были размещены денежные средства. В момент возврата вклада и выплаты процентов банк удержит необходимую сумму, которую затем перечислит в бюджет.
Полезный совет
При расчете суммы налога, подлежащей уплате, учитывается только номинальная ставка по вкладу, а эффективная ставка не принимается в расчет. Даже в случае, если эффективная ставка окажется выше максимального размера, установленного законом, платить налог не придется.
Источники:
  • Налогообложение вкладов
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500