Миф об Осирисе и Горе



Заупокойный культ лежит в основе всей египетской культуры. Египтяне верили в то, что земная жизнь является лишь коротким мгновением, предшествующим переходу в иную, вечную жизнь. Своеобразной иллюстрацией к подобному представлению о смерти стал миф об Осирисе и Горе.

Он повествует о том, что бог плодородия Осирис когда-то был добрым и мудрым правителем Египта. Именно он обучил свой народ обрабатывать землю и сажать сады. Однако Осирис был предательски убит своим братом – злобным и завистливым Сетом. Сын Осириса, светлый сокол Гор, победил Сета на поединке, а затем воскресил отца, дав ему проглотить свой глаз. Но Осирис, воскреснув, решил не возвращаться на землю, став повелителем царства мертвых.


Разумеется, миф об Осирисе и Горе не стоит понимать слишком буквально. Это не что иное, как метафора умирающей и воскресающей природы, новую жизнь которой дает брошенное в землю зерно. А Гор, возвращающий к жизни Осириса, воплощает животворный солнечный свет.

Этот миф, во многом, и дал начало представлениям египтян о загробной жизни. Когда умирал фараон и его место занимал другой, разыгрывалась традиционная мистерия. Нового правителя объявляли земным воплощением бога Гора, а умершего оплакивали как Осириса. Покойного фараона или знатного вельможу бальзамировали, на его грудь помещали священный амулет в виде жука-скарабея. На последнем писали заклинание, которое призывало сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса.

Традиции, связанные с заупокойным культом



Вслед за судом и очищением начиналась загробная жизнь, которая была во всем похожа на земную. Чтобы покойник мог благополучно «жить» после смерти, его следовало обеспечить всем, чем он владел на земле. Разумеется, и его тело должно было избежать тления. Отсюда и возник знаменитый обычай бальзамирования.

Египтяне верили, что, помимо души и тела, существует некий призрачный двойник человека, воплощение его жизненной силы, называемый Ка. Для благополучной загробной жизни необходимо было, чтобы Ка мог без труда отыскать свою земную оболочку и вселиться в нее. Поэтому в гробницу, кроме самой мумии, помещали наделенную максимальным сходством портретную статую умершего.

Но одного тела было недостаточно – нужно было сохранить для умершего все, чем он владел на земле: и рабов, и скот, и семью. Многие древние народы с подобными верованиями поступали необыкновенно жестоко: когда умирал богатый и знатный человек, убивали и хоронили вместе с ним его вдову и слуг. Но египетская религия была все же более гуманной - она не требовала человеческих жертв. В гробницу помещали множество небольших глиняных статуэток – ушебти, заменявших покойному слуг. А ее стены покрывали многочисленными росписями и рельефами, служившими отражением земных событий.

Последним жилищем покойного фараона были гигантские пирамиды. Они по сей день возвышаются над Египтом и являются напоминанием о великой культуре древней цивилизации, которой удалось перекинуть мост между короткой земной жизнью и вечностью.