Меркурий: и холод, и жара

Планета состоит из вещества, обладающего высокой плотностью, при этом 80% массы заключено в железном ядре. Толщина оболочки (на Земле это мантия плюс кора) всего 500-600 км. Поверхность изрыта кратерами, которые образовались от падающих метеоритов и в результате движения когда-то молодой коры. Некоторые признаки указывают на присутствие в далеком прошлом атмосферы, которая, однако, была в 1000 раз более разреженной, если сравнивать с земной воздушной оболочкой. Из-за отсутствия атмосферы планета в среднем днем раскаляется до +440оС, а ночью остывает до минус 110оС.

Из-за высокой скорости вращения и короткой орбиты год на Меркурии длится всего лишь 88 земных суток, зато меркурианские сутки растягиваются на 176 земных. Когда-то считалось, что Меркурий, как Луна, все время повернут к Солнцу одной стороной, и только в 1965 году выяснилось, что это не так: планета совершает 1,5 оборота вокруг собственной оси. Диаметр этого небесного тела больше лунного в 1,5 раза и меньше земного в 2,5. Если говорить земным языком, то Меркурий – царство пустынь: с одной стороны ледяное безмолвие, покрытое замерзшими газами, с другой – раскаленная каменистая поверхность.

Исследования планеты

Это небольшое небесное тело расположено совсем рядом с солнечным диском, который ослепляет его своим светом, поэтому рассмотреть Меркурий простым глазом или в бинокль можно только в те дни, когда планета находится на максимальном удалении от светила. В телескоп хорошо видно, что планета покрыта темноватыми пятнами, наподобие лунных «морей».

Впервые информация о поверхности планеты появилась после удачного путешествия космического аппарата «Маринер-10», который стартовал с Земли 3.11.1973. Вначале планировалось направить аппарат к Венере, однако в ее гравитационном поле «Маринер» получил разгон и вылетел с орбиты Венеры прямиком к Меркурию.

Аппарату удалось совершить 3 облета планеты, во время которых было сделано несколько снимков. Они показали удивительную схожесть рельефа Меркурия с поверхностью Луны, при этом глубина пропастей на самом близком к Солнцу небесном теле может достигать 3 км, а длина – 700 км.

Во время первого витка (высота 705 км) обнаружили магнитное поле и ударную плазму; также уточнили радиус тела – 2439 км и массу. Второй облет проходил на более значительном расстоянии в 48 000 км. Это позволило установить температурные перепады на поверхности. Третий облет на высоте в 318 км подтвердил наличие магнитного поля (его напряженность – 1% от земной).

Исследованию подверглось только западное полушарие, восточное так и осталось неисследованным. «Маринер-10» - единственный земной аппарат, облетевший Меркурий.