Компрессией называют максимальное давление в цилиндре двигателя в момент подхода поршня к верхней мертвой точке. Для измерения компрессии необходимо обзавестись специальным прибором – компрессометром: это манометр, закрепленный на резиновом патрубке или металлической трубке со штуцером на конце. Для проведения измерений вам понадобится помощник, чтобы стартером проворачивать коленчатый вал. Измерять компрессию можно при условии правильной регулировки клапанов на двигателе.

Измерение компрессии на ВАЗ2109



Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Заглушите мотор, выверните свечи. Перекройте подачу топлива; для этого можно отсоединить топливный шланг и пережать его, чтобы бензин не вытекал. Дроссель, воздушная заслонка должны быть полностью открыты. Теперь плотно вставьте штуцер компрессометра (или вверните, в зависимости от модели прибора) в свечное гнездо.


Попросите помощника прокрутить коленчатый вал стартером. Наблюдайте за показаниями компрессометра и записывайте его показания отдельно по каждому цилиндру. Минимально допустимая величина компрессии в цилиндрах ВАЗ2109 – 10 кг/ кв. см. Эти значения не должны различаться более чем на 1 кг/см. кв.

Если компрессия в одном из цилиндров меньше указанного числа, значит, есть повод для беспокойства; причина может крыться в износе поршневых колец, недостаточной герметичности прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ), плохо притертых клапанах, в износе стенок цилиндров. Почти все эти проблемы решаются посредством капитального ремонта двигателя.

Определение причин плохой компрессии



Если в ходе испытаний слышно шипение из свечного гнезда соседнего цилиндра, то, вероятнее всего, повреждена прокладка ГБЦ: заменить ее не так уж и сложно. Сложнее, если шипение воздуха слышно из выхлопной трубы или в районе коллектора, это означает, что один из клапанов (или несколько) неплотно прилегает к своему седлу.

Есть еще один метод определения причины потери компрессии в проблемном цилиндре. Чтобы им воспользоваться, налейте через свечное гнездо 25-30 г моторного масла и еще раз измерьте компрессию. Сравните показания: если они одинаковые, то причина плохого давления в неплотном прилегании клапанов или пробое прокладки ГБЦ. Чтобы определить повреждение последней, достаточно взглянуть под пробку радиатора – в этом случае вы увидите пузырьки воздуха. Если же компрессия возросла, то причину следует искать в изношенных (поломанных) кольцах.