Инструкция
1
Понятие «идеализм» служит общим обозначением для целого ряда учений, существовавших в философии с древних времен. За этим термином скрывается мысль о том, что дух, сознание и мышление являются первичными по отношению к природным объектам и материи в целом. В этом смысле идеализм всегда противостоял материалистическим концепциям мироустройства, которые стояли на противоположных позициях.
2
Философский идеализм никогда не был единым течением. В этом лагере до сих пор существуют два фундаментальных направления, называемые соответственно объективным и субъективным идеализмом. Первая форма идеализма признает наличие всепроникающего нематериального первоначала, которое существует вне зависимости от человеческого сознания. Для второй формы характерно утверждение, что объективная реальность существует только в рамках индивидуального сознания.
3
Исторически объективному идеализму предшествовали религиозные образы, распространенные в древней культуре самых разных народов. Но законченную форму это направление получило только в сочинениях древнегреческого философа Платона. В более позднее время самыми последовательными выразителями подобных идеалистических воззрений стали Лейбниц и Гегель. Субъективный идеализм сформировался несколько позже объективного. Его положения нашли отражение в работах английских философов Беркли и Юма.
4
В истории философии известно несколько различных вариаций двух указанных течений в идеализме. Мыслители по-разному трактовали положения, относящиеся к первоначалу. Одни понимали под ним некий «мировой разум» или «мировую волю». Другие считали, что в основе мироздания лежит единая и неделимая абстрактная субстанция или непостижимое логическое начало. Одной из крайних форм субъективного идеализма считается солипсизм, который утверждает, что единственной реальностью может считаться только индивидуальное сознание.
5
Описанные основные формы идеализма имеют общие корни. К ним относятся одушевление всего живого, которое было свойственно человеку с незапамятных времен. Другой источник идеалистических воззрений кроется в самом характере мышления, которое на определенном этапе развития приобретает способность к созданию абстракций, не имеющих соответствующих аналогов в материальном мире.
6
Соперничая друг с другом, представители объективного и субъективного идеализма забывают о разногласиях, когда необходимо дать отпор материалистическим концепциям. Для подтверждения идеалистических воззрений их приверженцы активно используют не только весь арсенал накопленных в философии и логике способов доказательства и методов убеждения. В ход идут и данные фундаментальной науки, некоторые положения которой пока что не могут найти обоснования с позиций материализма.