Совет 1: Ртуть как химический элемент

Ртуть относится к химическим элементам II группы периодической системы Менделеева, она представляет собой тяжелый серебристо-белый металл. При комнатной температуре ртуть находится в жидком состоянии.
Инструкция
1
В природе встречается семь изотопов ртути, все они стабильны. Ртуть принадлежит к числу редких элементов. Она участвует в обменных процессах литосферы, гидросферы и атмосферы. Известно более 30 ее минералов, самый важный из них — киноварь. Минералы ртути можно встретить в виде изоморфных примесей в свинцово-цинковых рудах, кварце, карбонатах и слюдах.
2
В земной коре ртуть находится в рассеянном виде, осаждаясь из горячих подземных вод, она образует ртутные руды. Ее миграция в водных растворах и в газообразном состоянии играет важную роль в геохимии. В биосфере сорбируется лишь незначительное количество ртути, главным образом в глинах и иле.
3
Ртуть является единственным металлом, который находится в жидком состоянии при комнатной температуре. Твердая ртуть бесцветна, она кристаллизуется в ромбические сингонии.
4
Ртуть обладает невысокой химической активностью, она может сохранять свой блеск неограниченно долго при комнатной температуре в сухом воздухе. Кислород не окисляет ее при обычной температуре, но при электронной бомбардировке или ультра-фиолетовом облучении процессы окисления ускоряются.
5
Покрываясь оксидной пленкой во влажном воздухе, ртуть начинает окисляться кислородом при температуре 300°С. Со многими металлами ртуть образует сплавы — амальгамы. Многие ее соединения летучи, разлагаются на свету и легко восстанавливаются даже слабыми агентами.
6
Получают ртуть пирометаллургическим методом, обжигая руду в печах кипящего слоя, а также в муфельных и трубчатых. При этом ртуть, находящаяся в виде киновари, восстанавливается до металла. Ее удаляют из зоны реакции в парообразном состоянии вместе с отходящими газами, после чего очищают в электрофильтрах от взвешенных частиц и конденсируют.
7
Металлическая ртуть очень токсична, ее пары и соединения чрезвычайно ядовиты, они накапливаются в организме. Абсорбируясь легочной тканью, токсичные вещества попадают в кровь, где подвергаются ферментативному окислению до ионов, соединяются с молекулами белка и многими ферментами, что приводит к нарушению обмена веществ и поражению нервной системы. При работе с ртутью необходимо исключить ее попадание в организм через дыхательные пути или кожу.
8
Ртуть используется при изготовлении катодов для электрохимического получения хлора и едких щелочей. Она является главным компонентом для создания газоразрядных источников света — ртутных и люминесцентных ламп. Ее применяют для изготовления контрольно-измерительных приборов — термометров, манометров и барометров, а также для определения чистоты фтора и его концентрации в газах.

Совет 2: Последствия от разбитого термометра: как оградить себя от отравления ртутью?

Летучие пары ртути являются серьезной опасностью для организма человека. Жидкий металл очень токсичен и в зависимости от условий, в которых находится разбитый термометр, вред может только усиливаться.
Ртутные градусники применяют как в домашних условиях, так и в медицинских или оздоровительных заведениях. И часто по неаккуратности или из-за несоблюдения правил использования прибор разбивается. При этом сразу же происходит испарение жидкого металла, которое опасно для здоровья человека. Чтобы избежать отравлений, необходимо вовремя избавиться от разбитого термометра.

Немаловажным фактором выступает место поломки градусника. Поскольку от температуры в помещении зависит скорость испарения и распространения ртутных паров. Химические вещества быстро впитываются легкими и даже кожей.
Если несколько часов провести в комнате с разбитым градусником, сразу проявятся симптомы отравления. Обычно это слабость всего организма, потеря аппетита, боль в горло, обильное слюноотделение и диарея.

Пострадавший начинает жаловаться на повышенную температуру, острую боль в висках, животе. При отравлении парами начинаются кашель и проблемы с дыханием. После этого могут возникнуть сбои в работе ЖКТ, из-за чего человек быстро теряет вес.

Бывают случаи, когда симптомы проявляются не сразу. В результате, ртуть скапливается в тканях и оказывает губительное влияние на все системы. Без профессиональной медицинской помощи в таком случае не обойтись.

Содержание ртути в организме не должно превышать 100 частей на 1 млрд. Если в крови накопилось больше металла, совсем скоро начнут проявляться первые симптомы интоксикации. Существует также хроническое отравление, которое вызвано многочисленными компонентами ртути.

При острой форме появляется стоматит, повышенное слюноотделение. Возможна потеря зубов и кровотечение десен. Ртуть впитывается в кожу, что вызывает различные реакции, высыпания и раздражения. Нередко отравление способствует образованию отеков и гипертрихозу.
Если беременная женщина разбила градусник, испарение ртути может отразиться на плоде. Также у будущей матери могут возникнуть проблемы с памятью, зрением и слухом.

Ртутные пары сильно вредят организму, а симптомы протекают достаточно болезненно. Кроме того, жидкий металл долго накапливается в тканях и полностью избавиться от него можно только под присмотром врачей. Особенно сложно вывести ядовитые элементы из организма ребенка и женщины.

При продолжительном накоплении ртути у человека начинают проявляться нарушения в координации, проблемы с пищеварением. Пострадавший может эмоционально реагировать на все происходящее, поскольку пары негативно влияют и на нервную систему. Интоксикация сильно вредит почкам, нарушая их функции.

Чтобы избежать отравления химикатами, необходимо соблюдать меры безопасности и правила пользования термометром. Выделить градуснику определенное место в домашней аптечке и хранить его в специальном мягком чехле. Не оставлять прибор под лампами, на открытом солнце, возле батарей. Если градусник разбился, его нельзя выкидывать в обычный мусорный бак. Если сделать это, испарение будет расходиться по всему помещению.

Необходимо вывести всех людей из квартиры и распахнуть настежь окна, чтобы понизить температуру. Комнату, в которой разбился градусник, рекомендуется закрыть мокрыми листами газеты. Если капли ртути попали на одежду, вещи следует упаковать в полиэтиленовые пакеты и вынести на открытый воздух. В течение нескольких часов квартира проветрится и уже можно будет входить. Но рекомендуется оставить окна открытыми еще на некоторое время.
Источники:
  • ХиМиК.ру, Ртуть
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500