В стиральных машинах могут использоваться два вида электрических двигателей. Первый - щеточный коллекторный двигатель с обмотками дополнительного возбуждения. Такие электрические машины устанавливаются при ременной передаче вращения от двигателя к барабану. Плавное регулирование скорости вращения производится подачей напряжения разной величины на дополнительные обмотки статора. В стиральных машинах с прямым приводом используются трехфазные двигатели с ротором на постоянных магнитах и многополюсным коллекторным статором. В них изменение скорости происходит за счет включения в работу большего или меньшего количества полюсов либо за счет изменения частоты тока в питающей трехфазной сети.

Извлечение двигателя из стиральной машины



В стиральных машинах двигатель расположен в нижней части прибора с задней стороны. Для доступа к месту ремонта необходимо снять ревизионную крышку, выкрутив несколько винтов. В машинах с ременной передачей двигатель крепится к металлической раме с помощью шпилек или болтов. Электрическое соединение выполнено посредством быстроразъемных клемм. Двигатели в машинах с прямым приводом имеют более сложную конструкцию, так как сами по себе являются частью стирального бака. Их статор закреплен болтами на раме стиральной машины, ротор же имеет жесткое крепление к корзине, которое очень часто является неразъемным. Именно поэтому двигатель нужно вынимать вместе с баком.


Проверка многополюсного трехфазного двигателя



В большинстве случаев проверку двигателя от стиральной машины с прямым приводом невозможно произвести без специального стендового и лабораторного оборудования. Наилучшим способом поиска неисправности в данном случае является сервисное меню самой машинки либо преобразователя частоты, размещение которого может изменяться в зависимости от модели. По коду ошибки, отображаемому на дисплее, можно диагностировать витковое замыкание, обрыв питающей сети, износ щеток и прочие неисправности.

Проверка коллекторного двигателя



В большинстве случаев отсоединенный двигатель имеет группу из нескольких проводов, среди которых: начала и концы обмоток статора и ротора, а также провода цепи управления. Для проверки работоспособности двигателя следует соединить последовательно статор и ротор, при этом подать на концы сетевое напряжение через дополнительный балласт, в роли которого может выступить ТЭН или другое активное сопротивление, имеющее электрическую мощность не менее 500 Вт. Если происходит вращение двигателя в нормальном режиме и отсутствует сильный нагрев балласта, значит высока вероятность того, что с двигателем все в порядке и его обмотки не нарушены. Причина может быть в сильном износе щеток либо повреждении коллектора, обрыве проводов управления или неисправном тахогенераторе. Такие неисправности можно определить только при полной разборке двигателя.