Совет 1: Какие бывают формы изменчивости

Изменчивостью называют способность живых организмов приобретать новые качества, она выражается в разнообразии свойств и признаков у особей различной степени родства. Выделяют два ее основных типа — наследственную и ненаследственную изменчивость.
Инструкция
1
Другое название наследственной изменчивости — генотипическая, она обусловлена изменениями в генетическом материале, передаваемыми от одного поколения к другому. Существует две формы генотипической изменчивости — мутационная и комбинативная.
2
Мутационная изменчивость обусловлена изменениями структуры генов и хромосом, а также числа хромосом. При этом появляются новые варианты генов, называемые аллелями, причем мутации происходят внезапно и сравнительно редко.
3
В основе комбинативной изменчивости лежит перегруппировка хромосом и их участков в процессе размножения. Это происходит во время мейоза и оплодотворения. Набор генов и признаков у потомства всегда отличен от того, который был у их родителей. Комбинативная изменчивость обеспечивает генетическую индивидуальность каждого организма, а также создает новые сочетания генов.
4
Для комбинативной изменчивости характерны три процесса: независимое расхождение гомологичных хромосом, взаимный обмен их участками (кроссинговер) и случайное сочетание гамет при оплодотворение. Все три процесса проходят независимо, при этом новые комбинации генов могут довольно легко распадаться, когда передаются от одного поколения к другому.
5
Ненаследственной (модификационной) изменчивостью называют способность организмов меняться под действием внешних факторов, например, влажности и температуры. Данный тип изменчивости носит групповой характер, изменения проявляются у всех особей популяции, подверженной влиянию воздействия извне, он не наследуется и не связан с изменениями в генотипе.
6
Модификационной изменчивости подвержены все качественные и количественные признаки, ее возникновение связано с тем, что факторы среды воздействуют на активность ферментов организма, изменяя ход его биохимических реакций.
7
Существуют предел модификационной изменчивости признака, так называемая норма реакции, которая задается самим генотипом. Ее широта, то есть степень варьирования признака, зависит от его значения: чем важнее данный признак, тем уже будет норма реакции.
8
Норма реакции, диапазон модификационной изменчивости, наследуется, она определяется генетически. Еще одна особенность наследственной изменчивости — ее обратимость, как правило, при устранении внешних факторов модификации сразу или постепенно исчезают.
9
Существуют способы целенаправленного использования изменчивости — искусственные мутации, скрещивания и др. Они лежат в основе создания новых сортов растений и выведения пород домашних животных.

Совет 2: Какие бывают симптомы при ложной беременности

Подавляющее большинство девушек мечтает испытать радость материнства. У некоторых из них это желание настолько велико, что у них начинают проявляться признаки истинной беременности, даже при отсутствии эмбриона в их организме. Данное психофизическое состояние женщины называется ложной беременностью.
Инструкция
1
При синдроме ложной беременности у женщины наблюдаются все признаки, характерные для истинной беременности. Раньше было достаточно проблематично диагностировать данное состояние, зато сейчас, с помощью современной аппаратуры, сделать это не составляет никакого труда.
2
Ложная беременность чаще всего проявляется у молодых женщин до 35 лет, которые по каким-либо причинам еще не рожали. Однако данный синдром встречается и у более зрелых женщин, в том числе уже рожавших.
3
Поскольку симптомы истинной и ложной беременности очень схожи, женщине самостоятельно практически невозможно разобраться в своем положении. Как правило, подобные иллюзии развеиваются уже при первом посещении гинеколога.
4
При ложном состоянии беременности у женщины наблюдаются небольшие кровянистые выделения во время месячных, а порой и полное их отсутствие. Причем менструальный цикл восстанавливается лишь после вмешательства специалистов. Кроме того, наблюдается увеличение молочных желез, появляется утренняя тошнота и рвота.
5
Как и реальной беременности, ложному состоянию свойственно увеличение веса женщины, рост живота, появление специфического изгиба позвоночного столба (лордоз). У нее наблюдается изменчивость настроения, повышается утомляемость, она становится капризной. В редких случаях могут ощущаться движения плода.
6
Важно отметить, что при ложной беременности женщина никого не обманывает, поскольку действительно считает, что она ждет ребенка. Ее положение в некоторых случаях может даже подтвердить тест на беременность.
7
Ложная беременность является в большей степени психическим расстройством, тем не менее, имеет место быть и физическая составляющая. Чтобы разуверить женщину в мнимости ее состояния и провести необходимый курс терапии, нужна слаженная работа психотерапевта и гинеколога.
8
Основной группой риска для возникновения синдрома ложной беременности являются испытавшие сильные эмоциональные и психические потрясения, мнительные, восприимчивые личности. У таких женщин может быть чересчур чувственное отношение к самой мысли о зачатии ребенка, связанное либо с повышенным желанием родить, либо, наоборот, негодованием по этому поводу.
9
Ложная беременность может возникнуть у женщин в возрасте от 35 лет, безумно желающих родить малыша при тщетности всех попыток. Причины могут скрываться и в ранее произошедших выкидышах, смерти уже родившегося ребенка. Ложная беременность может быть реакцией организма на желание женщины спасти отношения с супругом или же родить до наступления менопаузы. Гораздо реже подобное состояние может быть связано с патологическим нежеланием иметь детей, заботиться о них.
10
Помимо моментов, обусловленных психикой женщины, ложная беременность может быть связана с физическими отклонениями. За данное состояние могут быть по ошибке приняты эндокринные заболевания или развитие опухоли в яичниках. Причины реально выявит лишь при обращении к специалистам.
Видео по теме

Совет 3: Что значит явление сцепленного наследования

У любого живого организма есть множество генов, кодирующих разные признаки. Так, у человека около 100 тысяч генов, тогда как видов хромосом у него всего 23. Каким же образом все эти десятки тысяч генов умещаются в столь небольшом числе хромосом?

Томас Морган – создатель хромосомной теории наследственности

Современную хромосомную теорию наследственности создал выдающийся американский генетик Томас Морган. Он и его ученики работали в основном с плодовой мушкой дрозофилой, имеющей диплоидный набор из 8 хромосом. В результате их экспериментов стало ясно, что гены, лежащие в одной хромосоме, наследуются сцеплено, т.е. при мейозе попадают в одну половую клетку – гамету. В этом явлении заключается суть закона, названного впоследствии «законом Моргана». Морганом и его учениками также было показано, что каждый ген занимает в хромосоме строго определенный участок – локус.

Перекрест хромосом как одна из причин наследственной изменчивости

Среди гибридов второго поколения, однако, было небольшое число особей с перекомбинацией признаков, гены которых находятся в одной хромосоме. Позже этому было найдено объяснение: дело в том, что в профазу первого деления мейоза гомологичные (парные) хромосомы конъюгируют, т.е. сближаются, и между ними происходит кроссинговер – перекрест.

В месте контакта они могут разрываться и обмениваться участками, в результате чего аллельные гены попадают из одной хромосомы в другую. При этом чем дальше расположены гены, тем выше вероятность их перекомбинации, поскольку близко расположенные гены реже разделяются и чаще наследуются сцеплено. Кроссинговер – важнейший источник генетической изменчивости организмов.

Что такое признаки, сцепленные с полом, и как они передаются по наследству

Множество генов расположено и в половых хромосомах – X и Y – причем далеко не все из этих генов кодируют признаки, имеющие какое-либо отношение к полу. У человека 22 пары аутосом и одна пара половых хромосом. Женщины гомогаметны по признаку пола (XX), а мужчины – гетерогаметны (XY). Локализация гена в половой хромосоме называется «сцеплением гена с полом».

У человека, к примеру, в X-хромосоме находится доминантный ген, определяющий нормальное свертывание крови. Тот же рецессивный ген приводит к гемофилии, при которой свертываемость крови нарушена. Поскольку Y-хромосома не имеет аллельной пары к этому гену, у мужчин гемофилия проявляется всегда, несмотря даже на рецессивность гена, а у женщин – крайне редко, даже если она является его пассивным носителем (как правило, присутствует и доминантный аллельный ген, который подавляет действие рецессивного). Аналогичным образом наследуется дальтонизм – неспособность различать зеленый и красный цвета.

Совет 4: Какие генетические эксперименты стали широко известными

Генетика – сравнительно молодая наука, занимающаяся исследованием закономерностей наследственности и изменчивости живых организмов, которая особенно интересна благодаря своим смелым и порой неожиданным экспериментам.

Генная инженерия

Генетическая инженерия представляет собой новейший инструмент биотехнологии, который позволяет получать требуемые качества организма с помощью манипуляций с генами и внедрением их в другие организмы. Получение генетически модифицированных культур, овощных и зерновых, производство человеческого инсулина, выведение новых пород животных и новых видов растений – все это результаты применения генной инженерии.

Громкие генетические эксперименты

Съесть банан и заодно привиться от гепатита В? Индийские ученые не так давно опубликовали свои работы по созданию такого сорта бананов. Заодно были проведены аналогичные эксперименты и с другими фруктами и овощами, но в итоге выбор остановили на бананах. Новый сорт бананов является носителем ослабленного штамма вируса гепатита В. По замыслу ученых, попав в организм вместе со сладким лакомством, вирус должен вызвать соответствующую реакцию организма и способствовать формированию иммунитета.

Еще дальше пошли британские исследователи, которые предлагают лечить рак куриными яйцами! Особая порода кур, чьи гены смешаны с человеческими, содержит в своем организме белок, являющийся противораковым препаратом. Таким образом, яйца, которые на большую часть состоят из этого белка, могут вполне заменить собой дорогостоящие противораковые лекарства.

Известно, что ни одна искусственная молочная смесь для младенцев не способна заменить собой грудное молоко, уступая ему как в полезных, так и в питательных свойствах. Китайские генетики провели эксперимент, следствием которого стало появление коровьего молока, почти идентичного молоку кормящих матерей. Добавление клонированных генов человека в ДНК коровьего эмбриона призвано было вывести новую породу коров, дающих «человеческое» молоко.

Корова дает «мамино» молоко, а коза – молоко с шелком! Американский ученый выделил ген паука, отвечающий за создание нитей паутины, и скрестил его с геном коз. В итоге козлята, родившиеся от этой козы, сохранили ген, ответственный за производство шелка.

Капуста, убивающая насекомых-вредителей ядом скорпиона, отнюдь не выдумка фантастов, а результат работы китайских генетиков. Рыбка, которая растет не по дням, а по часам – итог генного эксперимента по внедрению в организм лосося сразу двух генов: от быстро растущей чавычи и налима, растущего в любое время года. В итоге получен вид лосося, который имеет размер вдвое больше обычного и растет в два раза быстрее, и этот сорт рыбы официально разрешен к употреблению в пищу.

Все эти ставшие широко известными генетические эксперименты призваны были сделать жизнь человека лучше и удобнее, обеспечив его дешевыми и легко получаемыми продуктами и лекарствами. Однако ученые до сих пор спорят, насколько опасны эти эксперименты и к каким неожиданным последствиям в дальнейшем могут они привести.
Видео по теме
Источники:
  • Вся Биология, Изменчивость
  • Вся Биология, Наследственная изменчивость
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500