Совет 1: Как внедрить систему качества менеджмента

Наличие системы качества менеджмента является сегодня свидетельством стабильности и надежности компании. Ее внедрение позволяет повысить управляемость и конкурентоспособность, а также снизить издержки.
Вам понадобится
  • - «Политика в области качества»;
  • - «Руководство по качеству»;
  • - «Общесистемные документированные процедуры»;
  • - программа, соответствующая «Политике в области качества»;
  • - нормативные документы, регулирующие бизнес-процессы в компании;
  • - подготовленный и обученный персонал.
Инструкция
1
Система менеджмента качества - показатель надежности компании и ее возможности производить продукцию в соответствии с требованиями заказчика. Цель внедрения системы состоит в исключении возможных ошибок в работе персонала, следствием которых может стать брак. Процедура внедрения системы менеджмента качества весьма многосторонняя и многоступенчатая и требует для реализации длительного времени (до 1.5 лет).
2
Внедрение системы качества менеджмента начинается с решения руководства о целесообразности инициирования данного процесса. На уровне высшего руководства разрабатываются цели построения системы, а также конкретные тактические шаги для их достижения. Все это необходимо зафиксировать документально в виде приказов и стратегических документов. Одним из важнейших является «Политика в области качества», которая в доступной и краткой форме должна содержать ключевые принципы, на которых будет базироваться система качества. Они должны быть созвучны с приоритетами компании и основываться на ее ценностях.
3
На следующем шаге необходимо донести решение о создании системы до персонала, а также обосновать для него важность данной процедуры. Все сотрудники под руководством ответственного лица в компании должны изучить теорию менеджмента, а также основные стандарты ISO. Компетенции персонала, его необходимым знаниям и опыту в рамках системы качества менеджмента уделяется особое внимание.
4
Далее необходимо сопоставить текущее положение дел в компании и требования по стандартам ISO. Это можно сделать путем интервьюирования и анкетирования сотрудников компании. В результате должен получиться отчет, в котором будут указания на то, каким образом реализованы конкретные требования стандарта и к чему необходимо стремиться. Отчет должен уделить особое внимание текущему состоянию дел: основным и вспомогательным процессам компании, наиболее критическим бизнес-процессам, наличию соответствующих регламентов, а также распределению ответственности и полномочий по лицам и отделам. Результатом внедрения системы качества менеджмента должно стать устранение противоречий между текущим и требуемым положением дел.
5
Внедрение системы менеджмента качества невозможно без составления программы проекта. Он должен содержать описание этапов процедуры, перечень ответственных за каждый этап, а также распределение бюджета. Последний состоит из затрат на оплату услуг внешних консультантов, стоимости обучения персонала, а также цену, которую придется заплатить за отвлечение менеджмента от основной работы. В заключении программы приводятся критерии, по которым руководство будет определять, удалось ли им достигнуть поставленных целей (например, процент брака, уровень удовлетворенности клиентов, процент возврата).
6
По стандартам системы ISO требуется, чтобы все бизнес-процессы компании были задокументированы. Первоначально на основании «Политики в области качества» подготавливается «Руководство по качеству». Этот документ содержит описание зон ответственности, требования к отделу качества, алгоритм ведения документооборота, процедуры получения и обработки жалоб. Еще одна группа документов называются «Общесистемными документированными процедурами». По стандарту должны быть регламентированы 6 ключевых процедур. Это управление документами, данными, аудитом, браком, мероприятиями, корректирующими несоответствия и предупреждающими появление несоответствий. Наконец, последующая группа документов должна описывать правила эффективного планирования и реализации процессов управления ими.
7
После того как все бизнес-процессы были нормированы, необходимо начать опытную эксплуатацию системы. Запускать процессы можно постепенно, например, начав опытную эксплуатацию на отделе снабжения, затем перейти на отдел сбыта. Опытная эксплуатация должна сопровождаться внутренним аудитом системы менеджмента для определения сильных и слабых сторон. В ходе аудита должны сопоставляться количественные показатели качества и идеальные параметры, к которым необходимо стремиться. Все отклонения необходимо зафиксировать и откорректировать по результатам работу сотрудников.
8
Заключающим этапом является сертификация СМК. Для этого нужно подать заявление в сертификационный орган, приложить к нему всю подготовленную нормативную документацию, схему организационной структуры компании и перечень ее ключевых клиентов. После проведения экспертизы предоставленных документов и проверки системы качества непосредственно на предприятии сертификационным центром составляется протокол, в котором отражаются все несоответствия. По его результатам компания в ограниченные сроки должна устранить все замечания и предоставить результаты корректировок. Если несоответствия устранены, компании дается сертификат. На его оформление уходит около месяца.
9
После того, как компания пройдет сертификацию, работы по усовершенствованию системы качества менеджмента не должны останавливаться. Более того, сертификационный орган периодически должен проводить повторные аудиты. Их цель состоит в том, чтобы подтвердить, что компания постоянно улучшает собственную систему менеджмента.

Совет 2: Как внедрить систему качества

Показателем высокого уровня производства и качества выпускаемой продукции является получение предприятием сертификата качества международного образца. Для этого на предприятии должна быть внедрена система качества, соответствующая требованиям международного стандарта ISQ 9000.
Инструкция
1
Проанализируйте, насколько насущны для вашего предприятия вопросы качества продукции. Оцените, насколько необходимо внедрить систему качества и исключить повторяющиеся случаи возвратов бракованной продукции, жалоб и рекламаций продавцов и потребителей. Сертификация по международной системе качества необходима не только тем компаниям, которые производят значительное количество бракованной и некачественной продукции. Она нужна и тем, которые хотят повысить свой престиж на рынке и иметь возможность стать поставщиками крупных предприятий, для которых наличие такого сертификата у партнеров по бизнесу – обязательное условие.
2
Ознакомьтесь с информацией о серии международных стандартов ISQ 9000. Копии документов, регламентирующих требования к качеству, запросите в территориальных или федеральных органах по стандартизации. Посетите веб-сайт международного органа стандартизации.
3
Направьте на обучение специалистов или пригласите консультанта, под руководством которого на вашем предприятии будет разработана и внедрена система качества. Выбирайте консультанта, знакомого с тонкостями производства и областью деятельности компании. Проверьте, чтобы у него имелся соответствующий опыт. Консультант может и не участвовать в разработке. Если вы уверены в квалификации своих сотрудников, он может только обучить их. Систему качества ваши сотрудники разработают и внедрят самостоятельно.
4
Внедряя систему в производство, проведите обучение всего персонала компании, связанного с выполнением работ, влияющих на качество конечного продукта. Разработайте локальные нормативные документы, устанавливающие требования к параметрам и качеству изделий или предоставляемых услуг, методику проведения аудита соответствия внедряемым стандартам.
5
Привлеките внешних консультантов, которые оценят внедренную в компании систему качества на соответствие международным нормативам. Разработайте конкретные требования к качеству для каждого производственного процесса, связанного с потребителями, проектированием и разработкой, приобретением, изготовлением, контролем измерительной аппаратуры и контрольных приборов.
6
Назначьте ответственных, осуществляющих надзор за внедрением системы менеджмента качества. В организационную структуру предприятия включите подразделение, которое будет осуществлять внутренний аудит. Оцените работоспособность системы, скорректируйте ее по мере необходимости, чтобы исключить возможность брака.
7
Обратитесь в аккредитованный орган по сертификации, который произведет сертификационный аудит. После успешной проверки ваше предприятие получит сертификат качества. В дальнейшем для его подтверждения вам будет необходимо проводить периодические внутренние аудиты и контролировать действенность внедренной на предприятии системы качества.
Видео по теме
Источники:
  • Веб-сайт международного органа стандартизации
Видео по теме
Обратите внимание
На практике внедрение системы качества менеджмента может столкнуться с некоторыми сложностями. Это неприятие решения сотрудниками, разрыв доверия между персоналом и различными подразделениями, отсутствие понимания общих целей, низкий уровень производственной культуры и пр.
Полезный совет
Выбирать сертификационный орган следует исходя из целей компании. Если она предполагает работать только с российскими клиентами, то можно обратиться к отечественному органу сертификации. Тогда как международные партнеры могут потребовать заключение авторитетного западного сертифицирующего органа.
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500