Инструкция
1
Словосочетания более конкретно называют предметы, признаки, количество и действия, слова в них образуют смысловое и грамматическое единство. Словосочетания, отличаясь от предложений, не указывают на законченную мысль. Их можно назвать строительным материалом, из которого складываются предложения. Тесно связанные между собой способом подчинения главная и зависимая части могут выражаться словами разных частей речи. Устанавливайте виды словосочетаний, следуя определенной последовательности действий.
2
Определите отношение главного слова к определенной части речи. Таким образом установите вид словосочетания по способу выражения главного слова. Оно будет именным при словах, представленных именными частями речи. Рассмотрите примеры таких словосочетаний: «крестьянская реформа» (сущ.), «полезный (прил.) людям», «двенадцать (числ.) месяцев», «нечто (мест.) необъяснимое». В глагольных словосочетаниях место главного слова занимают глаголы, причастия и деепричастия: «заработать (гл.) авторитет», «развевающийся (прич.) на ветру», «глядя (дееприч.) вверх». Имеются и наречные словосочетания: «по-летнему тепло», «недалеко от дороги».
3
Подобно второстепенным членам в предложении определяйте группы по смысловым отношениям между частями словосочетания. Обозначают признак предметов определительные («государственные символы», «встревоженный взгляд»); указывают на признак действия обстоятельственные («решительно отказаться», «продвигаться вслепую»); действие, переходящее на объект, соответствует объектным («исчезнуть за горизонтом», «распространившийся по городам», «рассмешив аудиторию»).
4
Простое или составное словосочетание определяется количеством входящих в него слов. В состав простого входит два самостоятельных слова («симпатичный юноша», «сотрудничество с газетами»), сложного – три и более («размещение полезной информации»: главная часть –«размещение», зависимая – «полезной информации»).
5
Слова могут по-разному связываться между собой. Свободное объединение обладающих собственным значением слов возможно в синтаксически свободных словосочетаниях («приветствовать победителя», «поднимающийся высоко»). В синтаксически несвободных – компоненты сочетания представляют семантическое единство и разложить их на составные единицы невозможно. Значение цельных словосочетаний разное: указание на количество предметов («пятнадцать рисунков»), выражение значений избирательности («двое из десяти»), неопределенности («где-то вдалеке»), совместности («бабушка с внуками») и т.д. В предложении значение цельности могут приобретать словосочетания типа: «малыш с карими глазами», «женщина маленького роста».
6
Некоторые ученые относят ряды однородных членов предложения к сочинительным словосочетаниям.