Что такое обнаженная натура?


Обнаженной натурой в искусствоведении принято называть модель, которая позирует живописцу или скульптору без одежды. Это дает возможность художнику точно передать пропорции мужского или женского тела. Кроме того, изображения модели именно в обнаженном виде нередко требует сюжет – ведь в истории общества были эпохи, когда в торжественных случаях человек появлялся перед окружающими именно обнаженным. Древние художники изучали строение тела своих моделей и стремились передать его максимально точно. До наших дней дошли в основном скульптурные изображения людей эпохи античности, но история сохранила имена не только художников, но и некоторых моделей. Например, известная гетера Фрина. Древнегреческий скульптор Пракситель оставил потомкам ее черты, ведь именно с нее он ваял Афродиту Книдскую.

Обнаженная натура в живописи Ренессанса


В эпоху Средневековья существовал церковный запрет изображать обнаженное человеческое тело, даже если того требовал сюжет. Более того, церковь запрещала не только изображать, но и изучать человеческое тело. За нарушение этого запрета врач или художник могли поплатиться жизнью. Перемены настали в эпоху Возрождения. Согласно легенде, Леонардо да Винчи работал следующим образом. Сначала он рисовал основные линии, затем – скелет, потом «надевал» на него мышцы и, наконец, одежду. Этот способ нашел поклонников и среди художников более поздних эпох – например, у романтиков. Художник эпохи Ренессанса должен был прекрасно знать анатомию. Он понимал не только устройство различных частей человеческого тела, но и их функции, и способы взаимодействия с другими частями. Обнаженные человеческие фигуры можно видеть на полотнах Тициана, Рафаэля и других художников, в первую очередь итальянских.. Возможность писать человеческое тело в его первозданном виде рассматривалась мастерами той эпохи как духовное освобождение.


Обнаженная натура у художников разных эпох


На картинах мастеров XVI-XVIII веков обнаженные человеческие фигуры встречаются постоянно. В эпохи рококо и барокко в высшем свете популярны стали фривольные сценки. В этом жанре работал, например, Фрагонар. Во времена классицизма в живопись вернулись античные сюжеты, то есть на полотнах знаменитых мастеров снова появились герои греческих и римских легенд. Обнаженную натуру можно видеть и на картинах мастеров голландской и фламандской школ. Яркий пример – знаменитая «Даная» Рембрандта. Большое внимание обнаженному человеческому телу уделяли экспрессионисты и импрессионисты.

Обнаженная натура в русской живописи


Русскими мастерами, на чьих полотнах можно видеть прекрасные обнаженные человеческие тела, были Карл Брюллов, Бруни, Шебуев, а позднее – Серов и Репин. Лучшие русские художники совершенствовали свое мастерство в Италии, где перед их глазами были картины величайших живописцев и скульптуры самых знаменитых ваятелей. Но и в Санкт-Петербурге сложилась классическая школа, где преподавание анатомии велось на самом высоком уровне.

Обнаженная натура как часть системы обучения


Обучение академическому рисунку состоит из нескольких этапов. Начинающие художники обычно учатся рисовать сначала гипсовые модели античных скульптур, параллельно изучая анатомию по специальному курсу. И по сей день приверженцы классической школы считают такой способ обучения оптимальным.