Совет 1: Обнаженная натура в живописи

Традиция изображать обнаженное человеческое тело возникла в глубокой древности. Греческие и римские боги и по сей день украшают сады и парки европейских столиц, восхищая зрителей красотой пропорций и совершенством линий. Обнаженные человеческие фигуры вы найдете на картинах мастеров эпохи барокко и классицизма, нередко встречаются они и на картинах современных художников.

Что такое обнаженная натура?


Обнаженной натурой в искусствоведении принято называть модель, которая позирует живописцу или скульптору без одежды. Это дает возможность художнику точно передать пропорции мужского или женского тела. Кроме того, изображения модели именно в обнаженном виде нередко требует сюжет – ведь в истории общества были эпохи, когда в торжественных случаях человек появлялся перед окружающими именно обнаженным. Древние художники изучали строение тела своих моделей и стремились передать его максимально точно. До наших дней дошли в основном скульптурные изображения людей эпохи античности, но история сохранила имена не только художников, но и некоторых моделей. Например, известная гетера Фрина. Древнегреческий скульптор Пракситель оставил потомкам ее черты, ведь именно с нее он ваял Афродиту Книдскую.

Обнаженная натура в живописи Ренессанса


В эпоху Средневековья существовал церковный запрет изображать обнаженное человеческое тело, даже если того требовал сюжет. Более того, церковь запрещала не только изображать, но и изучать человеческое тело. За нарушение этого запрета врач или художник могли поплатиться жизнью. Перемены настали в эпоху Возрождения. Согласно легенде, Леонардо да Винчи работал следующим образом. Сначала он рисовал основные линии, затем – скелет, потом «надевал» на него мышцы и, наконец, одежду. Этот способ нашел поклонников и среди художников более поздних эпох – например, у романтиков. Художник эпохи Ренессанса должен был прекрасно знать анатомию. Он понимал не только устройство различных частей человеческого тела, но и их функции, и способы взаимодействия с другими частями. Обнаженные человеческие фигуры можно видеть на полотнах Тициана, Рафаэля и других художников, в первую очередь итальянских.. Возможность писать человеческое тело в его первозданном виде рассматривалась мастерами той эпохи как духовное освобождение.

Обнаженная натура у художников разных эпох


На картинах мастеров XVI-XVIII веков обнаженные человеческие фигуры встречаются постоянно. В эпохи рококо и барокко в высшем свете популярны стали фривольные сценки. В этом жанре работал, например, Фрагонар. Во времена классицизма в живопись вернулись античные сюжеты, то есть на полотнах знаменитых мастеров снова появились герои греческих и римских легенд. Обнаженную натуру можно видеть и на картинах мастеров голландской и фламандской школ. Яркий пример – знаменитая «Даная» Рембрандта. Большое внимание обнаженному человеческому телу уделяли экспрессионисты и импрессионисты.

Обнаженная натура в русской живописи


Русскими мастерами, на чьих полотнах можно видеть прекрасные обнаженные человеческие тела, были Карл Брюллов, Бруни, Шебуев, а позднее – Серов и Репин. Лучшие русские художники совершенствовали свое мастерство в Италии, где перед их глазами были картины величайших живописцев и скульптуры самых знаменитых ваятелей. Но и в Санкт-Петербурге сложилась классическая школа, где преподавание анатомии велось на самом высоком уровне.

Обнаженная натура как часть системы обучения


Обучение академическому рисунку состоит из нескольких этапов. Начинающие художники обычно учатся рисовать сначала гипсовые модели античных скульптур, параллельно изучая анатомию по специальному курсу. И по сей день приверженцы классической школы считают такой способ обучения оптимальным.

Совет 2: Особенности живописи Тициана

Эпоха Возрождения вошла в историю как «золотой век» живописи. В особенности это относится к Италии. Одним из величайших представителей искусства итальянского Возрождения был художник Тициан Вечеллио (1488-1576 – представитель венецианской школы.
Тициан был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было еще 30 лет. Как и все представители венецианской школы, он был мастером цвета.

Ранний период



Для творчества Тициана до 1515-1516 гг. характерно некоторое сходство с манерой Джорджоне, он заканчивал некоторые незавершенные картины этого художника. Но позднее уже можно говорить о выработке своего неповторимого стиля. Среди ранних работ художника выделяются портрет Джероламо Барбариго (1509 г.), «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (1511 г.), обращение к образам этих святых не случайно: в Венеции свирепствовала чума, а эти святые, как считалось, защищали от страшной болезни. Звучат в творчестве художника и мотивы античности, столь любимой людьми Возрождения: «Вакх и Ариадна», «Праздник Венеры», «Вакханалия».

Композиции Тициана в этот период отличаются одновременно монументальностью и динамичностью. Движение им придает выстраивание по диагонали. Эмалево-чистые краски насыщенны, а их неожиданные сопоставления придают картинам особый колорит. Часто встречаются сочетания красных и синих тонов.

Зрелость



В 1540-50 гг. большое место в творчестве Тициана занимают портреты: «Портрет Карла V с собакой», «Портрет Федерико Гонзага», «Кларисса Строцци» и др. Поза и выражение лица на портрете всегда предельно индивидуальны, а в групповых портретах композиционное решение выявляет взаимоотношения между персонажами.

В творчестве художника по-прежнему присутствуют античные сюжеты («Венера и Адонис», «Диана и Актеон», «Похищение Европы»), а также библейские: «Кающаяся Мария Магдалина», «Коронование терновым венцом». В таких сюжетах живописец сохраняет верность идеалам Возрождения с его предельным вниманием к «миру человека»: в картинах на мифологические и религиозные темы всегда присутствуют бытовые, реалистические детали.

Поздний Тициан



Поздняя манера Тициана не находила понимания у большинства его современников – настолько новой и непривычной она была для своего времени. В этот период художник пользовался более жидкими красками. Прежнее колористическое богатство уходит, и на первый план выступает игра света – цвета как бы «тлеют изнутри». Главную роль играет приглушенный золотистый тон, чаще используются оттенки сине-стального и коричневого.

Композиции становятся менее динамичными, более «повествовательными», но художник достигает драматизма и движения другим способом. Вблизи картина кажется хаосом беспорядочных мазков, и лишь на определенном расстоянии цветовые пятна сливаются и из них «выступают» фигуры. Накладывая краски на холст, Тициан пользовался не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Местами структура холста оказывается обнаженной, что придает краскам особую воздушность.

Тематика картин в поздний период творчества остается прежней: религиозные сюжеты («Положение во гроб», «Благовещание») и античность: «Тарквиний и Лукреция», «Венера, завязывающая глаза Купидону»).

Творчество Тициана отражает развитие итальянского искусства в целом – от Высокого Возрождения к Позднему Возрождению.
Видео по теме
Источники:
  • Венецианская школа живописи
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500