Карданные валы предназначены для передачи крутящего момента от двигателя к редуктору при несовпадении осей вращения ведущего и ведомого вала. Основными конструктивными элементами кардана являются две фланец-вилки, каждая из которых соединяется с одним из концов трубы с помощью шарнирных крестовин.

Причины и опасности дисбаланса



Разбалансировка кардана приводит к появлению вибраций, которые передаются на другие узлы автомобиля. Причинами дисбаланса карданной передачи могут быть:
- низкая точность изготовления и дефекты материала деталей;
- избыточные зазоры между сопрягаемыми элементами;
- деформация вала во время термообработки;
- эксплуатационные повреждения.


Опасность дисбаланса заключается не только в негативном влиянии вибрации на организм водителя и пассажиров, но и в повышении вероятности разрушения элементов конструкции автомобиля.

Основным признаком дисбаланса кардана является повышение вибрации до уровня, ощутимого водителем во время управления автомобилем. Балансировка выполняется на станциях технического обслуживания, так как данная операция требует наличия у исполнителя определенных профессиональных навыков. Выполнение балансировки в условиях домашних автомастерских осложняется также потребностью в наличии специального оборудования.

Устранение дисбаланса



Технология балансировки включает в себя 2 основные операции – проверку дисбаланса и его последующую компенсацию.

Система проверки дисбаланса (балансировочный стенд) имеет в своем составе датчики, рабочий элемент которых касается контрольных поверхностей карданной передачи. При проворачивании вала рабочий элемент датчиков смещается, показывая дисбаланс в отдельно взятом сечении. Данные с каждого датчика обрабатываются с помощью специализированного программного обеспечения и выводятся на монитор компьютера. Проверка дисбаланса не требует снятия кардана с автомобиля.

Компенсация дисбаланса кардана может выполняться следующими методами:
- установкой балансировочных пластин на валу;
- установкой балансировочных прокладок;
- снятием металла.

Для компенсации дисбаланса методом снятия металла на фланцевых вилках предусмотрены технологические бобышки. Установка балансировочных грузов менее трудоемка: пластины подбираются по весу и закрепляются на валу с помощью хомутов. Кроме случаев проявления явных признаков дисбаланса, балансировка кардана должна проводиться после его демонтажа, связанного с ремонтом или заменой компонентов.