Инструкция
1
Выдающийся сценарист Валентин Ежов является автором идеи этого фильма. Хотя изначально сценарий был немного другим: добрый служащий милиции перевоспитал бандитов при помощи силы убеждения. Однако такая идея не совсем понравилась высшему милицейскому начальству. Поэтому главным героем стал директор детского сада, а его двойником – рецидивист по кличке Доцент.
2
Актерский состав изначально должен быть выглядеть иначе. Режиссер настаивал, чтобы в этом фильме приняли участие лучшие комедийные актеры: Никулин, Крамаров, Леонов, Миронов и другие. Конкретно под этих актеров на тот момент уже были расписаны роли. Однако из всех перечисленных согласился сниматься лишь Савелий Крамаров. У остальных нашлись причины отказаться.
3
Сцена побега, когда герои прячутся в цистерну с цементом, является одной из самых запоминающихся для зрителей. Очень долго обсуждался состав «цемента». После долгих раздумий было решено использовать хлебную закваску с луковой и хлебной эссенцией. После съемки этого эпизода все, кроме Георгия Вицина, побежали в душ. А он продолжал сидеть в цистерне. Это из-за того, что где-то вычитал, что подобная смесь очень полезна для организма и даже продлевает жизнь. Однако создатели кинокартины уверяют, что это не больше, чем просто миф, который придумали сами актеры.
4
Искусственный заменитель использовали и для другой сценки: в том эпизоде, когда нужно было изобразить плевок верблюда. Все из-за того, что снимавшееся в фильме животное, обитавшее в зоопарке, было очень хорошо воспитано. И оно совсем не собиралось плевать в лицо Крамарову. С помощью хорошо взмыленного шампуня и изобразили этот плевок верблюда.
5
Фильм снимали в нескольких местах: тюрьму и побег из нее – в Самарканде, театр, детский дом и заброшенный дом – в Москве, а дачу профессора – в Серебряном бору. Причем заброшенный дом съемочной группе разрешили спалить по-настоящему, т.к. его должны были скоро снести. На создание всей картины ушло три месяца.
6
Колоритная тюремная лексика появилась благодаря режиссеру Александру Серому, который к тому моменту успел побывать в местах не столь отдаленных. Создатели картины, помня о пресловутой советской цензуре, не без основания опасались, что их работа может так и не выйти в свет. Однако Николай Щелоков и Леонид Брежнев положительно высказались обо всем фильме. Хотя некоторые сомнительные выражения были все-таки заменены. Появились такие невинные ругательства, как редиска, сосиска, сарделька, петух гамбургский и даже Навуходоносор.