Совет 1: Какие музыкальные инструменты считаются народными

Народные инструменты являются неотъемлемой частью традиционной культуры той или иной страны, однако для того чтобы понять, какие же инструменты можно считать народными, необходимо обратиться к истории и народной музыке.
Инструкция
1
Обратите внимание на уникальные звуки в той или иной народной музыке. В первую очередь, народными называют те инструменты, которые были и созданы и получили широкое применение в каком-либо конкретном народе, в определенной стране. Данные музыкальные инструменты можно услышать в традиционной музыке того или иного государства, они придают этой музыке уникальность и узнаваемость.
2
К примеру, всем известная шотландская волынка позволяет с первых звуков отличить шотландскую народную музыку от, например, русской, где звучат преимущественно ложки, балалайки, гусли, трещотки и т.д. Знаменитый украинский народный инструмент – бандура, грузинский – чонгури, в восточно-европейской музыке можно услышать цимбалы, в юго-восточной Азии известен гонг, а казахскую народную музыку непременно выдает домбра. Народным индийским инструментом принято считать ситар, китайским – панфлейту, американским – банджо, молдавским – флуер.
3
Не забывайте и о «межнациональных» народных инструментах. Этническая общность и длительный историко-культурный контакт обусловливают наличие «межнациональных» народных инструментов, которые являются незаменимым элементом инструментального состава в народной музыке сразу нескольких стран. Например, металлическая дудочка «вистл» была создана в Англии, однако пользовалась популярностью в Ирландии, а в России известен ее аналог под названием «свирель». И вистл, и свирель можно услышать преимущественно в народной музыке всех трех стран. Такие инструменты, как дудук, тар, саз, кеманча и зурна, являются неотъемлемой частью народной музыки Азербайджана и Армении, а в Узбекистане и Таджикистане набор народных инструментов практически одинаковый.
4
Обратите внимание на использование народных инструментов в наше время. Как правило, народные инструменты используются для игры и сегодня, отличить их от современных собратьев можно по нескольким признакам. Во-первых, народные инструменты гораздо старше. К примеру, балалайка старше гитары на несколько веков, так же как блокфлейта старше оркестровой флейты. Во-вторых, народные инструменты можно услышать в исполнении преимущественно народной музыки. Это может быть интерпретированная на современный лад музыка, утяжеленная электрогитарами, обработанная с помощью электронных эффектов, однако она будет создана на основе народных мотивов. В-третьих, аутентичные народные инструменты исключительно акустические, в отличие от электрогитар, электроскрипок и т.д.

Совет 2: К каким музыкальным инструментам относятся деревянные ложки

Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются обязательными.

Музыкальные деревянные ложки

Музыкальные деревянные ложки изготавливаются, как правило, из клена или березы. Липа для их изготовления не используется, так как считается более хрупкой древесиной, обладающей глухим звуком. Уже в XVIII веке солдатские хоры и ансамбли музыкальных инструментов играли на ложках. Прикрепляя к ручкам бубенцы, скоморохи применяли ложки для ритмического сопровождения танцев, исполняя задорные и шуточные песни.

Поскольку деревянные ложки – это ударный инструмент, то играют на них, используя всевозможные приемы, получая большой спектр шумовых звуков. Играют, как правило, на двух, трех, четырех и пяти ложках за один раз. Стучат как на своих, так и на ложках соседа. Для игры на этом инструменте отсутствует специальная обучающая литература. Музыканты-ложкари вынуждены использовать открытые самостоятельно приемы игры.

Основные приемы исполнения на двух ложках

Коленочки – стучат ложками по левой ладони и по колену соседа, сидящего справа.

Щелчок – кладут первую ложку выпуклой стороной вверх на левую ладонь и ударяют по ней второй. Извлекаемый звук похож на цоканье копыт.

Мячики – две ложки держат правой рукой оборотными сторонами друг к другу: первая между пальцами 1 и 2, вторая - между пальцами 2 и 3. На счет 1, 2, 3, 4 ударяют ложками по колену, и инструменты, словно мячики, отпрыгивают от колена.

Плечики – стучат ложками, которые расположены в правой руке, по левой ладони и по плечу соседа, сидящего слева.

Круг – стучат по левой ладони, левому, затем правому плечу и по правому колену.

Качели – стучат ложками по колену и по кисти левой руки, расположенной на уровне глаз. Одновременно немного наклоняя корпус влево и вправо.

Маятник – скользящие удары первой ложки о вторую, напоминающие маятник. Ударяют обратными сторонами инструментов или ручкой первой ложки об обратную сторону второй. Ложки можно держать и вертикально, и горизонтально.

Дуга – на счет «1» – производится удар по колену. На счет «2» – ударяют по левому локтю.

Линеечка – стучат по левой ладони, по левому колену, пятке и полу.

Трещотка – очень распространенный прием игры – музыкальный инструмент располагают между коленом и ладонью левой руки и производят удары.

Солнышко – стучат по левой ладони, медленно поднимая руки и рисуя круг над головой слева на право.

Основные приемы исполнения на трех ложках

Лошадка – в левой руке 2 ложки, в правой - 1. Левой рукой ложку прижимают большим пальцем к ладони так, чтобы оборотная сторона была направлена вверх. Вторую - кладут между 3 и 4 пальцами так, чтобы оборотная сторона «смотрела» на оборотную сторону первой ложки. Кисть сжимают, происходит удар. В правой руке располагают третью ложку.
На счет «1» делают скользящий удар третьей ложкой (правой руки) вниз по первой ложке (левой руки).
На счет «2» – сжимая кисть левой руки, получают удар тыльными сторонами первой ложки о вторую.
На счет «3» переворачивают вниз ладонь левой руки с первой и второй ложками и производят скользящий удар, направленный вверх, третьей ложкой (правой руки) о ручки первой и второй (левой руки).
На счет «4» – повторить то же, что и на счет «2».

Форшлаги – скользящие удары (от себя или на себя) по первой и второй ложке с помощью третьей.

Каждая ложка хранит в себе мастерство и труд русских ремесленников. Музыкант-ложкарь вкладывает в каждый удар определенную силу, извлекая различные звуки. Благодаря этому игра даже с применением самых простых приемов превращается в настоящее искусство.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500