Инструкция
1
Арфа с ее нежным, прозрачным звучанием является одним из древнейших музыкальных инструментов, изобретенных человеком. Происхождение арфы связывают с охотничьим луком, который издавал мелодичные звуки при натягивании тетивы. Использование арфы в качестве аккомпанемента характерно для цивилизаций Древнего Востока, античной Греции и Древнего Рима. В эпоху Средневековья на арфах играли ирландские барды, исполняя под нее свои саги.
2
Арфу относят к струнным щипковым музыкальным инструментам. Она входит в добавочную группу инструментов симфонического оркестра и считается одиночным, хотя некоторые произведения рассчитаны на две, три и даже шесть арф. Несмотря на то что арфа является необязательным инструментом в оркестре, довольно часто ее включают в состав, чтобы придать произведению особый волшебный тон. Во время игры в симфоническом оркестре арфисты располагаются с левой стороны от дирижера.
3
Внешний вид арфы усиливает ее чудесное звучание. С ее красотой едва могут сравниться остальные инструменты симфонического оркестра. Металлическая рама арфы выполнена в форме изящного треугольника, зачастую она украшена резьбой и покрыта золотой краской. Нижняя ее часть состоит из резонансного корпуса-ящика длиной в 1 метр, который расширяется к низу. Верхняя часть представляет собой большой изогнутый гриф, к которому приделаны колки для регулирования натяжения струн. Верхняя и нижняя части сходятся и образуют острый угол. Передний брус в виде колонны оказывает сопротивление силе, которую производят натянутые струны. На раму натягивают 47-48 струн разной длины и толщины.
4
В обычном положении на арфе можно сыграть лишь одну гамму. Для расширения звукового диапазона на протяжении исторического развития инструмента использовали разные методы. Но самыми удобными оказались педали, изобретенные в 1720 году. И сегодня возможности арфы являются виртуозными: арфистам прекрасно удаются широкие аккорды, флажолеты, пассажи из арпеджий, глиссандо.
5
Арфе отводят роль создания красочной, яркой атмосферы, ощущения чуда. Зачастую она аккомпанирует солирующим музыкальным инструментам. Но нередко ей самой поручают эффектные соло. Таковым можно считать партию из двух арф в «Фантастической симфонии» Берлиоза. До композитора арфу использовали в оркестре для имитации звучания лютни, гитары или клавесина. Позже данный инструмент можно было часто услышать в произведениях Чайковского, Глазунова, Римского-Корсакова, Вагнера и Листа.