Совет 1: Что такое феодальная раздробленность

Феодальной раздробленностью в исторической науке называют особый период ослабления центральной власти монарха в феодальных государствах. Феодальная раздробленность в наибольшей степени характерна для раннего средневековья, когда экономическое и военное усиление крупных феодалов в условиях сеньориальной системы организации труда приводило к появлению множества мелких, практически независимых от центральной власти земель – феодов.
Формированию феодальной раздробленности во многом способствовало преобладание натурального хозяйства в экономике феодальных уделов и слабое развитие торговых и политических связей. Не меньшее значение имела специфическая система воинской повинности, при которой каждый феодал – владелец крупного земельного надела, имел возможность создавать собственные военные подразделения из своих вассалов и крестьян, живших на его землях.Хронологически феодальная раздробленность в странах Европы охватывает период с IX века (с раздела центральной власти в империи Карла Великого) до XVI века, когда в сформировавшихся централизованных государствах был ликвидирован последний удел. В Древней Руси феодальная система начала складываться несколько позднее, поэтому и период раздробленности Киевской Руси на удельные княжества наступил позже – примерно с первой половины XII века.Феодальная раздробленность была закономерным результатом самой логики развития раннефеодального общества. В процессе разрастания и разветвления правящей династии все больше увеличивалось количество претендентов на власть. Представители королевской семьи активно расширяли свои территории, собирали оброк с местного населения, увеличивали свое войско за счет воинской повинности. Таким образом, постепенно власть монарха все более подменялась властью крупных феодалов до тех пор, пока не становилась практически номинальной. Периферийные военные ресурсы значительно увеличивались, в то время как административные возможности центральной власти снижались.Главной предпосылкой окончания феодальной раздробленности стало полное развитие феодального строя, при котором подавляющая часть рядовых феодалов начала нуждаться в едином выразителе своих взглядов и интересов. Появилась необходимость в общем вожде. В отличие от крупных землевладельцев, средние и мелкие феодалы чаще вставали на сторону королевской власти в ее борьбе с родовой аристократией за территориальную целостность. Именно среднее и мелкое дворянство составляло главную силу королевских армий. Оно же сыграло значительную роль в формировании единых централизованных государств.

Совет 2: Причины феодальной раздробленности на Руси

Русское государство стало складываться более тысячи лет назад и в своем развитии прошло несколько этапов. Один из самых сложных и драматических из них – время феодальной раздробленности. Его признаки появились уже в середине XI века. Историки выделяют несколько причин возникновения на Руси феодальной раздробленности.

Предпосылки феодальной раздробленности

Традиционно считается, что период феодальной раздробленности начался в Киевской Руси в первой трети XII столетия. Но отдельные признаки политической разъединенности русских земель были видны задолго до этого. Фактически Киевская Русь уже в то время представляла собой ряд самостоятельных княжеств. Поначалу Киев был наиболее сильным центром страны, но с годами его влияние ослабло, а лидерство стало лишь формальным.

В конце XI века уже происходил неуклонный рост населения городов, способствовавший укреплению городских поселений. Натуральное хозяйство делало отдельных князей вполне самостоятельными крупными владельцами вотчин. Мелкие княжества могли производить почти все, что требовалось для жизни, и мало зависели от товарного обмена с другими землями.

Русь в те времена не имела сильного, влиятельного и харизматического правителя, который мог бы объединить страну под своей властью. Чтобы подчинить себе все русские земли, требовался достаточный авторитет и выдающиеся личные качества. Ко всему прочему, многие князья на Руси были многодетными, что неминуемо вело к раздорам, борьбе за наследство и обособлению потомков князей.

Русь в период раздробленности

Сыновья Ярослава Мудрого, которые до поры вместе совершали военные походы и активно обороняли русские земли, в итоге разошлись во взглядах на управление землями, начали враждовать между собой и устроили долгую и жестокую борьбу за власть. В 1073 году Святослав выгнал из Киева Изяслава, старшего из братьев.

Принятая в те времена система наследования способствовала междоусобицам и раздробленности. Когда умирал старый князь, право на княжение обычно переходило к старшему члену рода. И чаще всего им становился брат князя, что вызывало возмущение и раздражение сыновей. Не желая мириться со своим положением, наследники всеми способами старались оттеснить соперников от власти, не останавливаясь перед подкупом, предательством и прямым применением силы.

Владимир Мономах попробовал исправить ситуацию, введя новую систему наследования престола. Однако именно она впоследствии и стала причиной вражды и раздробленности, поскольку делала власть привилегией местных князей. В начале XII века ситуация стала накаляться, а междоусобные столкновения приняли кровавый характер. Доходило до того, что отдельные князья для борьбы с противниками приводили в свои земли воинственных кочевников.

Русь последовательно раскололась вначале на четырнадцать княжеств, а к концу XIII столетия число отдельных самостоятельных земель возросло до полусотни. Последствия раздробленности были плачевными для Руси. Мелкие князья не могли противопоставить внешней угрозе значительные силы, а потому границы княжеств постоянно подвергались нападениям степных кочевников, стремившихся использовать политическую ситуацию у ослабленных соседей. Феодальная раздробленность стала также основной причиной, по которой Русь оказалась под властью татаро-монгольских захватчиков.
Видео по теме

Совет 3: Что такое абсолютизм

С течением времени менялась структура общественной жизни. Вместе с ней трансформировался и политически строй стран. В XV–XVI веках начала свое становление абсолютная или неограниченная монархия, которая также называется абсолютизмом.
Инструкция
1
Абсолютизм зародился во Франции и достиг своего рассвета во времена правления Ришелье. Этот политический строй характеризуется скоплением основных властных полномочий в руках одного человека. Эта форма государственного правления возникает тогда, когда феодальный строй изживает себя, а капиталистический пока еще не набрал достаточную мощь.
2
Глава такого государства ничем не ограничен в принятии решений. Он является единственным источником законодательной и исполнительной власти. Последняя реализуется при помощи назначенного государем аппаратом. Также монарх устанавливает налоги и единолично распоряжается государственным бюджетом.
3
При неограниченной монархии достигается наибольшая централизация власти, которая только может быть при феодальном строе. Характерной чертой абсолютизма является наличие разветвленного бюрократического аппарата. Деятельность ранее влиявших на государя сословных органов или вовсе прекращается, или осуществляется не в должной мере. В большинстве стран опорой для самодержавного монарха становится дворянство. Однако одновременно с этим монарх перестает быть зависим от интеллигенции. Это становится возможным благодаря нарастанию противоречий между дворянством и буржуазией, которая постепенно наращивает свою мощь.
4
На определенном историческом этапе абсолютизм становится прогрессирующем строем. Он способствует преодолению государственной раздробленности, экономическому единству страны, сдерживанию феодализма и т.д. Таким образом, образуется плодотворное пространство для бурного становления капитализма.
5
После того как капиталистические отношения прочно вошли в жизнь общества, абсолютная монархия стала тормозить дальнейшее развитие экономики, возвращая страны к их феодальному прошлому. Лишь отказ от абсолютизма позволил ряду стран успешно развиваться в выбранном ими капиталистическом направлении.
Видео по теме

Совет 4: Когда и как возник русский язык

Язык подобен живому организму, он появляется в языковой семье, имеет ближайших родственников и, приведя собственную систему в совершенство, умирает. Мертвыми считаются языки, на которых сейчас не происходит коммуникация. Таковы, например, санскрит и латынь.
Инструкция
1
Русский язык входит в славянскую ветвь индоевропейской языковой семьи. Его ближайшими родственниками являются украинский и белорусский языки. Процесс становления самостоятельно каждого из них начался в XI в. Не секрет, что с изобретения азбуки Кириллом и Мефодием начинается история старославянского языка, а с процесса расхождения языков начинается история древнерусского языка.
2
Родственные языки имеют небольшие отличия и, не зная, например, украинского языка, люди понимают, о чем говорит носитель. Это происходит за счет того, что отличия в праславянский период развития языка были минимальными. Отличие языковых единиц на территории одного государства называется диалектом. И на этапе старославянского языка славянские языки являлись диалектами. За счет развития каждого из диалектов отдельно (здесь значительную роль сыграла феодальная раздробленность Руси, когда каждый из феодов не зависел от другого, и языкового взаимодействия не происходило) увеличились различия, за счет чего и сформировались новые языки.
3
С XII в. начинается история древнерусского языка и уже XII-XIV в. появляется такая подсистема языка, как стиль. Становление стилей происходило не сразу, этот процесс длился пять веков.
4
История языка переходит на новую ступень в XVII в. с появлением такой личности, как М.В. Ломоносов. Его теория трех штилей касается лексики, стилистики и значима в теории литературы. Нельзя не отметить вклад в становление литературного (общенародного) языка Н.М. Карамзина, который обратил внимание современников на то, что важнее всего в языке – красота.
5
Этап современного русского языка начинается с XIX в. Здесь обретают значение грамматические категории, то есть, на первое место у лингвистов выходит морфология. Так, в конце XIX в. устанавливается падежная подсистема языка, появляется предложный падеж, количество падежей сокращается с восьми до шести.
6
В настоящее время внимание ученых привлекают такие категории, как род и число (например, какое число у слова «ножницы» или какого рода слово «засоня»). Наличие противоречий в языке указывает на его развитие, становление, совершенствование.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500