Существую разные техники ведения переговоров. Давайте разберемся, какие их них дети применяют в своих конфликтах интуитивно, а каким бы мы хотели их научить.

Силовая стратегия разрешения конфликта. Это наверно самый частый способ, к которому прибегают малыши в песочнице без вмешательства взрослых. Суть – забрать свое силой, то есть происходит удовлетворение интересов только одной стороны. Что в результате: один ребенок счастлив, он забрал свою игрушку; второй плачет. Но давайте не будем впадать в крайности: есть ситуации, в которых силовая стратегия вполне уместна. А именно:

  •  правда на стороне одного ребенка – хозяин игрушки уже уходит и собирает свое, например;
  • конфликт тянется долго - малыши уже долго не могут поделить игрушку;
  • цена продолжения конфликта слишком высока - напряжение растет, что приведет к истерике обоих детей.

Думаю, многие родители со мной согласятся, что применение силовой стратегии выхода из конфликта должно оставаться крайней мерой, лучше сначала попробовать договориться.

Компромисс. Детская площадка – хорошее, если не идеальное, место для обучения ребенка навыкам достижения компромисса. Как и говорилось выше, малыши интуитивно применяют силовой способ: пришел, увидел понравившуюся игрушку, забрал ее. Не поленитесь, приложите усилия, чтобы научить ребенка договариваться. Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. Обучение ребенка навыкам достижения компромисса потребует от вас терпения, но результат вас очень порадует.

Что же необходимо делать? Допустим, вы знаете, что любимые игрушки вашего ребенка – машинки и разная техника. Значит, вы понимаете, что, придя в песочницу, малыш первым делом броситься к чужим машинкам. Заведите себе привычку брать много машинок, не обязательно тех, с которыми ваш ребенок  хорошо играет. Берите разные и много. Эти машинки будут нужны для обмена. Планомерно приучайте ребенка подходить просить чью-то игрушку не с пустыми руками. Поверьте, гораздо легче поменяться, чем просто попросить. Особенно это касается детей помладше (около 2х лет). Не ленитесь носить с собой на прогулку большой пакет разной техники. Поверьте, проще принести пакет игрушек, чем постоянно видеть слезы малышей, которые не могут поделить одну машинку.

Сначала ребенок освоит само действие: чтобы что-то получить, надо что-то отдать. Следующим шагом будет обучение вашего ребенка тому, что обмен должен быть равнозначным: если ты просишь трактор, вряд ли стоит предлагать формочки для песка в обмен. Это понимание придет к ребенку не сразу. Ведь тут требуется не только физическое действие, а уже интеллектуальная оценка ситуации. Не требуйте многого, терпеливо объясняйте снова и снова, что малышу необходимо сделать, чтобы добиться желаемого.

Ваше терпение и желание научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций – принесут свои плоды. Главное – не сдавайтесь, ваш ребенок не научится договариваться за один день.

Компромиссный и силовой способы, конечно, не единственные возможные для разрешения конфликтов. Но, наверное, самые часто применяемые. Желаю вам мудрости и успехов в разрешении конфликтов на детской площадке. Ведь именно в них так многому может научиться ваш ребенок.