Совет 1: Что такое военные поселения

Военные поселения существовали в России в первой половине девятнадцатого века. Их принято считать детищем графа Аракчеева. Это был особый способ организации регулярной армии, когда военнослужащие должны были сочетать армейскую службу с занятиями сельским хозяйством и другим производительным трудом.
Инструкция
1
К середине правления Александра I назрела необходимость реформирования русской армии. Формирование армии на основании рекрутских наборов себя изжило. В то же время казна не могла увеличить средства на наемные части. Императору нужны были солдаты, которые бы знали военное ремесло и которых в нужный момент можно было бы быстро собрать. Но в мирное время эти солдаты должны были сами себя обеспечивать. Это и было основной идеей системы военных поселений. Предполагалось, что появятся свободные средства, которые можно будет направить на освобождение крестьян, не ущемляя при этом интересов помещиков.
2
Первым появилось поселение в Могилевской губернии, где был расквартирован Елецкий мушкетерский полк. Местное население должно было освободить для военных свои дома, а само перебраться в другие губернии, преимущественно на юг страны. Но идею не удалось воплотить. Создание поселения начали в 1810 году, а через два года началась война с Наполеоном.
3
К активному созданию военных поселений приступили только в 1825 году, во времена царствования Николая I. Поселения появлялись в местах постоянно дислокации воинских частей, преимущественно на казенных землях. Пехотные части располагались на севере и западе страны, кавалерийские – в южных губерниях.
4
Преимуществом новой системы организации было то, что нижние армейские чины могли жить в своих семьях, учить детей в открытых специально для этого школах, изучать военную науку. Неженатым солдатам позволено было жениться на крестьянках из имений, находившихся в собственности казны, при этом государство выделяло довольно большую сумму на обзаведение хозяйством. В границах поселений не должно было быть частных владений. Земли выкупались у помещиков.
5
Система военных поселений имела четкую структуру. Главным начальником был граф А. А. Аракчеев. При нем был создан штаб военных поселений, а для ведения хозяйства – экономический комитет. На местах военными поселениями ведали дивизионные штабы. Само поселение представляло собой несколько десятков одинаковых домов. Дома ставили в одну линию. В каждом доме жило четыре семьи. Две семьи занимали половину дома, они вели общее хозяйство. Семья унтер-офицера занимала половину дома. В поселении была площадь, где стояла часовня, школа для солдатских детей (кантонистов), караульные помещения, цейхгаузы. Там же располагалась пожарная стража. Радом с площадью находились мастерские. На противоположной стороне единственной улицы располагался бульвар, по которому ходили только пешком. Возле домов были хозяйственные постройки.
6
Жизни в военных поселениях была строго регламентирована. Правилами регулировались даже бытовые мелочи. Малейшее нарушение каралось физическим наказанием. Поселяне постоянно находились под надзором начальства, в том числе во время работы и отдыха. Тяжела была не только солдатская служба, но и офицерская. От офицеров требовалось не только знание военной науки, но и умение управлять сельским хозяйством.
7
В военных поселениях неоднократно вспыхивали бунты. Эта форма организации армии оказалась малоэффективной, что и проявилось в середине прошлого века. Д.А. Столыпин, инспектировавший южные провинции сразу после Крымской войны, доложил, что хозяйство поселений полностью пришло в упадок. Критиковали поселения и военные, занимавшиеся переустройством армии.

Совет 2: Что такое икта

Передача какой-либо территории или даже целого селения, а также всего или определенной части дохода с него осуществлялось правителем одной из стран Ближнего и Среднего Востока. Если в начале своего возникновения икта передавался во временное пользование, то постепенно он перешел в пожизненное, а затем икта получали с правом последующего наследования в поколениях.
Инструкция
1
Территория могла быть передана какому-то лицу в полную собственность, либо в собственность владельцу передавались только доход с этих земель и право управлять ими с целью получения дохода. Для феодала это была довольно удобная форма получения постоянного дохода, причем ему не обязательно было постоянно проживать на закрепленных за ним территориях. Владелец-кочевник мог не изменять своему кочевому типу жизни, приезжая в икта несколько раз в год, взимая налоги продовольствием или деньгами
2
Кроме того, «икта» называли земли, отданные халифом наместнику для того, чтобы тот занимался взиманием налогов с проживающего на этой территории населения с целью последующей их передачи в государственную казну. Чаще всего икта наделялись крупные военные деятели, приближенные к правителю, которые должны были держать на выделенных им землях достаточно мощные вооруженные отряды, в обязанность которых входила защита как собственной территории, так и, по приказу халифа, верховной государственной власти. Икта является восточным вариантом феодальных наделов в средневековых странах Западной Европы.
3
Отличием икта от государственных владений в первую очередь является то, что владельцем земли и ее руководителем, который наделен правом собирать налоги с крестьян стал ленник ( мукта), а не государство. Подобная система распределения наделов начала существовать с конца 7 века, но полностью установилась в 8-10 веках.
4
Количество земель, отданных в икта, значительно увеличилось в существовавших в средние века государствах Сельджуков и Хулагуидов. В икта передавались не только отдельные объекты и налоги с них, но и мелкие, крупные поселения, и даже целые области. Собственники икта постепенно получили не только право собирать по своему усмотрению налоги с населения, проживающего на принадлежащих ему территориях, но и стали обладать судебной властью.
Видео по теме

Совет 3: Военная реформа Александра II

Император Александр II прославился не только принятием Манифеста об отмене крепостного права, но и рядом реформ, оказавших значительное влияние на внутреннее устройство Российской Империи. Одной из них стала военная реформа.

Начало проведения военной реформы

Во второй половине XIX века, на которую пришлись годы правления Александра II, складывались относительно устойчивые военные коалиции, что усиливало угрозу наступления войны и вызывало быстрое наращивание военного потенциала крупнейших держав. В российской армии же отмечались случаи жесткого нарушения и упадок военной дисциплины, наблюдались революционные настроения. Это стало предпосылкой к началу проведения военной реформы.

В первую очередь были окончательно упразднены военные поселения, возникшие еще во времена правления императора Александр I в начале XIX века. С 1862 года постепенно начала разворачиваться реформа местного военного управления, которая заключалась в создании военных округов. Возникла новая система управления, исключавшая чрезмерную централизацию и позволявшая быстро развернуть армию в случае наступления войны. В это же время были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб.

Военно-судебная реформа и Устав о воинской повинности

1865 год ознаменовал собой начало военно-судебной реформы, которая предусматривала принципы состязательности и гласности военного суда, отказ от системы телесных наказаний. Были учреждены три судебных инстанции: военно-окружной, полковой и главный военный суды, дублировавшие основные составляющие общей российской судебной системы.

В 60-х годах началась активная подготовка офицерского корпуса. К началу десятилетия более половины офицеров были полностью безграмотными, их дисциплина сильно «хромала». Было решено начать улучшение подготовки и обучения офицеров, а также сделать возможным получение офицерских чинов не только для унтер-офицеров и дворян, но и представителей прочих сословий. Для этого были учреждены юнкерские и военные училища, предполагающие непродолжительный срок обучения в течение 2 лет. Принимались в них лица, которые окончили средние учебные заведения.

В 1874 году был принят Устав о воинской повинности. В соответствии с ним, на службу в армии призывались все мужчины, достигшие 21-летнего возраста. Устанавливался шестилетний срок действительной службы, а также девятилетнее пребывание в запасе. Существовали и многочисленные льготы. Например, действительной службе не подлежали единственный кормилец в семье, единственный сын родителей, различные национальные меньшинства и пр. Благодаря проведенному реформированию государство получило обновленную армию, которая составила значительные резервы на случай наступления войны. При этом российское войско стало более современным по структуре, образованию и вооружению.
Видео по теме

Совет 4: Что такое станица

Станица - это особый тип поселения, расположенного в сельской местности. В старые времена в России населенные пункты типа станиц были очень распространены, однако и сейчас на территории нашей страны их по-прежнему можно встретить.
Станица - это сельский населенный пункт, основную численность населения которого составляют казаки.

Станица

Казаки - особая этническая группа, которая существует на территории России и некоторых стран СНГ. При этом характерной чертой этой социальной группы являются не только общие национальные корни, но и принадлежность к так называемому казачьему сословию, подразумевающему их занятость в деятельности по охране государственных земель.

Казачьи поселения, расположенные в сельской местности, издавна назывались станицами. При этом станица, как правило, представляла собой достаточно крупную административную единицу как с точки зрения численности входящих в нее людей, так и с точки зрения территориального охвата местности. Это связано с тем, что в ее состав обыкновенно включались несколько более мелких населенных пунктов, например, хуторов или поселков.

Поскольку основным видом деятельности казаков была охрана государственных земель, станица в случае необходимости должна была предоставить для этих целей людей, способных выступить на их защиту. Кроме того, такая специфика данного типа поселения накладывала свой отпечаток и на организацию быта в населенном пункте, а также внутреннее устройство его территории. Так, в большинстве случаев его принято было ограждать защитным сооружением, например, рвом, наполненным водой, или достаточно высоким земляным валом. На территории станицы обыкновенно существовали административные учреждения, причем они носили как гражданский, так и военный характер.

Станицы в России

На сегодняшний день в России до сих пор существуют станицы, которые преимущественно сохранили свое историческое местоположение и границы. Как правило, эти территориальные границы для каждой станицы имеют достаточно четко установленный характер, а вот внутри них возможны разнообразные изменения: так, с течением времени меняется численность и половозрастной состав населения отдельных административных единиц, то есть хуторов и поселков. Кроме того, в случае роста численности населения или по иным причинам в границах станицы могут образовываться новые населенные пункты.

Большая часть станиц, существующих в настоящее время в России, расположены в южной части страны - исторической области обитания казаков. Так, наиболее крупные населенные пункты этого типа находятся в Республике Ингушетия и в Краснодарском крае. Кроме того, станицы существуют в республиках Дагестан, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Чечня, а также в Волгоградской, Оренбургской, Ростовской областях и других приближенных к ним субъектах Российской Федерации.
Источники:
  • Станица

Совет 5: Что такое ювенальная юстиция

Ребенок, совершивший преступление – позор не только своей семьи, но и всего современного общества. С каждым годом уровень преступности несовершеннолетних неуклонно растет. Возникновение понятия «ювенальная юстиция» раскололо мировое сообщество юристов на два лагеря: одни видят в этой системе спасение для оступившихся подростков, другие – способ управления и государственного контроля над институтом семьи.

Российские законодатели пока только прислушиваются к опыту стран, давно использующих эту судебную систему, предназначенную для борьбы с правонарушениями, совершаемыми малолетними. На стадии разработки находится несколько законодательных актов, предусматривающих постепенное создание специальных государственных органов и учреждений ювенальной юстиции.

Своим появлением термин «ювенальная юстиция» обязан судьям американского штата Массачусетс. Еще в конце 19 века коллегия из нескольких судей добилась принятия закона о своеобразном смягчении наказания для несовершеннолетних, сбившихся с праведного пути. Суть этих изменений в судебной системе сводилась к лишению родительских прав отцов и матерей малолетних преступников и передаче их в специальные трудовые поселения, находившиеся под пристальным контролем органов опеки и попечительства. Позже был создан специальный подростковый суд, занимавшийся принятием решений по подобным делам.

К началу 20 века развитие американского права привело к тому, что законодатели сочли негуманным отбирать детей у их родителей, и эту меру заменили курированием семьи специальными органами. Детей больше не забирали из семей - государственные службы стали подспорьем в их исправлении. Однако обвиняемых несовершеннолетних судил отдельный, ювенальный суд. После освобождения они проходили особую процедуру реабилитации.

Сегодня в нашей стране ведется активная работа по адаптации этого института в рамках современного российского права. Предполагается создать систему пенитенциарных учреждений, судов, занимающихся этим специфическим правосудием, а также подготовить специалистов, способных оказать помощь подростку в непростом возвращении к нормальной жизни. Но некоторые правозащитники считают принятие подобного закона кощунственным нарушением родительских прав.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500