Совет 1: Какие бактерии улучшают азотное питание растений

Окультуренные растения планеты за один год потребляют 100-110 млн тонн азота. В накоплении азота в почве большую роль играют микроорганизмы – бактерии. Ученые-микробиологи уже много лет изучают азотфиксирующие бактерии и их свойства. Урожайность сельскохозяйственных растений можно существенно увеличить с помощью почвенных бактерий.

Какие бактерии накапливают азот

Первой группой микробов со способностью накапливать азот, о которых узнали ученые, были клубеньковые бактерии. Сначала предполагалось, что эти микроорганизмы могут селиться на корнях всех бобовых растений. Но позднее выяснилось, что каждый вид бактерий селится только на корнях бобовых растений определенного вида.

Среди рас клубеньковых бактерий есть расы, которые эффективно накапливают азот. Такие виды бактерий могут связывать до 200 кг азота на одном гектаре. Корни бобовых растений содержат разное количество азота. Люцерна ежегодно оставляет в почве до 100 кг азота на гектаре, горох и бобы – до 20 кг.

Фиксировать азот в почве могут не только клубеньковые бактерии. Такой способностью обладают и другие типы почвенных микроорганизмов. Русский ученый С.Н. Виноградский обнаружил первую азотфиксирующую бактерию – клостридий Пастера. Эта бактерия относится к анаэробам – то есть не нуждается в кислороде. Клостридий Пастера нечувствителен к кислотности почвы.

Известен еще один микроорганизм, принадлежащий к свободноживущим бактериям со способностью накапливать азот – бейеринкия. Эти микробы менее эффективны, чем клубеньковые, но также играют важную роль в земледелии.

Как увеличить количество азотфиксирующих бактерий в почве

Наиболее известный и распространенный способ увеличить количество клубеньковых бактерий в почве – применение препарата «Нитрагин». Этот препарат содержит эффективные расы клубеньковых бактерий. Нитрагин применяют для заселения почвы, на которых в первый раз выращиваются бобовые растения.

Нитрагин повышает общую урожайность бобовых растений. В свою очередь, бобовые растения обогащают почву азотом своей корневой системы или заделываемой в почву зеленой массы. При покупке нитрагина обязательно нужно обращать внимание, для какого вида растений он предназначен.

Также возможно использовать другое бактериальное удобрение – азотобактерин. Этот препарат состоит из чистой культуры азотобактера, торфа и углекислого кальция. Азотобактер накапливает в почве атмосферный азот, препятствует росту грибов, улучшает почву и рост растений. Препарат «Азотобактерин» применяют для всех культурных растений, кроме бобовых.

Оправданно использовать азотобактерин на почвах, обогащенных фосфором и микроэлементами, так как он не только повышает урожайность, но и стимулирует рост растений. При применении бактериального удобрения урожайность растений повышается на 10%. На почвах, богатых органикой, урожайность может повыситься на 25%.

Совет 2: Все о бобовых растениях

Бобовые – название семейства растений класса двудольных. Все представители бобовых имеют цветки неправильной формы, а их плоды обладают специфическим устройством, которое ботаники именуют бобом. Семейство бобовых распространено по всему миру, и везде имеет представителей своего класса.

Отличительные особенности семейства бобовых

Семейство бобовых имеет две формы: травянистые и деревянистые. Формы, в свою очередь, делятся на три подсемейства по строению цветка: мимозовые, цезальпиниевые и бобовые.

Цезальпиниевые и мимозовые растения – обитают только в теплом климате, а бобовые растут по всему земному шару. К ним относятся широко известные кормовые и овощные культуры: горох, бобы, фасоль, соя, нут, арахис, люцерна и клевер.

Все представители бобовых культур имеют отличительное строение плода – стручок. При созревании стручок раскрывается по одному или двум швам. Бобы бывают самыми разнообразными по форме и размеру.

Листья у большинства представителей бобовых сложные: перистые или лапчатые, расположены по парам, от одной до двадцати пар.

Особенностью корней бобовых растений является наличие клубней, которые являются колониями азотфиксирующих бактерий, проникающих из земли в корни и вызывающих разрастание корневой системы.

Пищевая ценность бобовых культур

Роль бобовых растений в человеческой жизни очень велика. С древних времен пищевые представители бобовых составляют неотъемлемую часть рациона всех народов.

Пищевая ценность бобовых растений, обусловлена их разнообразным составом: протеинами, большим количеством крахмала, некоторые виды растений имеют в плодах растительное масло.

Горох содержит до 28% белка, чечевица – 32%, соя до 40% от общей массы. Такие показатели делают бобовые культуры дешевым заменителем мясных продуктов питания. Из сои и арахиса промышленным путем получают растительное масло.

Бобовые растения являются источником витаминов группы В: В1, В2, В6, которые положительно влияют на работу сердца. Клетчатка в составе продуктов благотворно влияет на работу кишечника и вызывает насыщение организма.

Очень важное преимущество бобовых растений – они не накапливают в себе нитраты и токсические вещества.

Роль бобовых растений

Кормовые, лекарственные, технические, медоносные, декоративные культуры, также играют очень важную роль в жизни человечества. Из кормовых культур, по объему занимаемой площади, клевер - на первом месте, затем различные виды люцерны и верблюжья колючка.
Ценны и лекарственные растения: кассия (используется как слабительное средство), корень солодки (является сырьем для медицинской промышленности).

Некоторые тропические виды служат источником ценнейшей древесины красного и темно-коричневого цвета. Многие виды бобовых культур выделяют камедь, которую применяют в лакокрасочной и текстильной промышленности.