Инструкция
1
Спрос, предложение и конкуренция – основные элементы рыночного механизма ценообразования. Под воздействие спроса и предложения в условиях эффективного рынка должна формироваться равновесная цена, при этом отдельные производители не могут оказать существенного влияния на цену. Равновесие спроса и предложения возможно лишь в условиях совершенной конкуренции. В реальной экономике полностью обеспечить такие условия фактически невозможно, поэтому и подлинное ценовое равновесие, которое бы удовлетворяло продавцов и покупателей, может рассматриваться лишь теоретически. В реальности экономические субъекты чаще всего работают в условиях несовершенной конкуренции, в этом случае отдельные производители могут повлиять на рыночные цены.
2
Предприятие, работающее в условиях рыночной экономики, стремиться обойти своих конкурентов, получить прибыль и завоевать новые рынки сбыта.
Методы конкурентной борьбы подразделяются на ценовые и неценовые. Ценовая конкуренция основана на управлении ценами, при этом активно используют ценовую дискриминацию, когда одинаковые товары продаются разным группам потребителей по разным ценам. Неценовые методы направлены на улучшении качества продукта и условий его реализации, а также на повышении качества облуживания клиентов.
3
Конкуренция может развиваться внутри определенной отрасли или между субъектами рынка, которые работают в разных отраслях. Конкуренция среди производителей одной отрасли позволяет выявить неконкурентоспособных и стимулировать эффективных производителей. Межотраслевая конкуренция возникает из-за разной нормы прибыли в отдельных отраслях, этот вид конкуренции стимулирует модернизацию и оптимизацию различных отраслей.
4
Выделяют горизонтальную и вертикальную конкуренцию. Горизонтальная конкуренция – это разновидность внутриотраслевой конкуренции, при такой конкуренции на рынке соперничают производители одного вида товара. Вертикальная конкуренции – разновидность межотраслевой конкуренции, при таком виде конкуренции соперничают производители продуктов и услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность клиента.
5
Конкуренция в условия несовершенного рынка может приводить к формированию различных монополистических объединений. Такие группы товаропроизводителей могут влиять на цену товара, они стремятся обеспечить устойчивое положение на рынке или занять его определенную долю.