Совет 1: Что делать, если увеличена печень

С внедрением в последнее десятилетие в повседневную практику, даже районных больниц, ультразвуковых аппаратов с высокой разрешающей способностью и растущим опытом врачей-диагностов, заключение «жировой гепатоз» встречается все чаще. Причем, встречается это заболевание далеко не только у лиц, злоупотребляющих алкоголем. Увеличение печени происходит за счет замещения печеночных клеток соединительной и жировой тканями. Нарушение жирового обмена во всех случаях сопровождается увеличением синтеза и накопления холестерина, который является составной частью желчных камней.
Причины увеличения печени

Печень накапливает жировые излишки для использования их в качестве «стройматериалов» для синтеза гормонов и ферментов, управляющих обменом веществ в организме. Жир накапливается в виде свободных жирных кислот, которые являются стратегическим запасом для функционирования всего организма. Механизм накопления жиров печенью у разных категорий больных развивается по разному. У больного, злоупотребляющего алкоголем, печень использует жиры для защиты печеночных клеток от интоксикации. У дам, сидящих на строгой диете, другая причина ожирения печени – это создание запаса необходимых жиров для жизнедеятельности организма в случае жесткой диеты, а то и голодания. Третья категория больных ожирением печени – это элементарные любители покушать.

Механизм ожирения печени

По мере развития стеатоза (ожирения печени) жировые пузырьки, увеличиваясь, сдавливают внутриклеточные тельца. Сначала лопается их оболочка, затем общая оболочка всей клетки и гибель печеночных клеток становится множественной. Начинается воспалительный процесс – жировое воспаление печени.

Признаки стеатоза

Проявляется ноющими болями в правом подреберье после приема пищи, которые не проходят после приема желчегонных препаратов. Диагноз уточняется во время УЗИ-обследования. При этом, в отдельных случаях может быть повышен уровень печеночных ферментов в крови (билирубина, щелочной фосфатазы), а вот жиров – обязательно повышенное содержание.

Лечение ожирения печени

Современная медицина предлагает вести борьбу с этим заболеванием не лекарственными препаратами, а соблюдением рекомендаций по восстановлению здоровья печени, которые имеют строго обязательный характер.
В первую очередь необходимо пересмотреть рацион питания. Исключить жирные мясные и молочные продукты, как основные источники свободных жирных кислот. Заменить их рыбой и растительными маслами, безопасными в отношении развития стеатоза.
Необходимо отказаться от пищи, содержащей высококалорийные быстроусвояемые углеводы (сладости, мед, виноград, торты, мороженое и др.). Замените эти продукты медленно усвояемой углеводной, богатой клетчаткой пищей – овощи и фрукты, отрубной и ржаной хлеб, печеный картофель и др.
Нельзя употреблять спиртное и ужинать после 7 вечера.
Физическая активность – важнейшая составляющая борьбы с ожирением печени.

Фитотерапия

Значительную помощь окажут лекарственные травы – настой чистотела, молочная сыворотка на чистотеле (по Болотову), отвар овса, настой пижмы, тысячелистника, бессмертника. Эффективно чистит печень от холестериновых пробок смесь растительного масла с лимонным или грейпфрутовым соком и т.д.

У стеатоза имеется неприятное продолжение – хроническое воспаление печени – стеатогепатит. К болям в правом подреберье, повышенному уровню печеночных ферментов в крови, добавляется общая слабость и утомляемость. В отличие от стеатоза при стеагепатите, без лекарств, укрепляющих оболочку печеночных клеток, уже не обойтись. Применяются эссенциале-форте, эссливер-форте, карсил, урсосан, урсофальк.
Следует помнить, что любое лечение пойдет впустую, если продолжать неправильно питаться и «дружить» со спиртным.

Совет 2: Как бороться с ожирением печени

Жировой гепатоз, или ожирение печени, встречается в первую очередь у людей, неумеренно потребляющих спиртные напитки. Однако нередко бывает и так, что ожирение печени диагностируют у людей, практически равнодушных к алкоголю.
Причин появления жирового гепатоза немало: тут и генетическая предрасположенность, и нарушения обмена веществ, и избыточный вес (а также увлечения строгими диетами, побуждающими организм откладывать жир про запас). В любом случае с ожирениями печени следует бороться.

Как лечить жировой гепатоз

Чтобы избавиться от ожирения печени, прежде всего необходимо придерживаться правил разумного питания. Из пищевого рациона следует полностью исключить или хотя бы максимально сократить такую пищу, как жирное мясо, сало, копчености, а также жирные молочные и кисломолочные продукты. Замените их нежирным мясом (например, постной говядиной, курятиной) и рыбой. Вместо сливочного масла старайтесь употреблять растительное. Особенно полезно оливковое масло, полученное методом первого холодного отжима.

Точно также максимально сократите потребление сладостей, выпечки на основе пшеничной муки, меда, винограда и прочих продуктов, богатых высококалорийными и быстроусвояемыми углеводами. Вместо них принимайте в пищу овощи и фрукты, богатые клетчаткой и пектинами, хлеб из ржаной муки или с отрубями. От алкогольных напитков, особенно крепких, лучше полностью воздерживаться. Конечно, иногда от таких строгих ограничений можно и отступить, например, на семейном празднике. Но даже там старайтесь не передать и не пить слишком много алкоголя, помните о разумной умеренности.

Кроме того, постарайтесь взять за правило: не употреблять пищу в вечернее время, после 19-00. Если испытываете сильный дискомфорт от голода, съешьте что-нибудь малокалорийное, это может быть морковь, яблоко, подойдет и стакан нежирного кефира.

Если вы ведете малоподвижный образ жизни, обязательно займитесь физкультурой. Делайте утреннюю гимнастику. Это хорошая профилактика против откладывания жира в печени.

Чем можно помочь при ожирении печени

По рекомендации врача можете проделать процедуру очистки печени с помощью овсяного отвара, настоев пижмы, чистотела, тысячелистника. Очень эффективно очищает печень смесь лимонного сока и растительного масла. Этот метод имеет противопоказания, поэтому надо сначала обязательно проконсультироваться с врачом и строго придерживаться методики процедуры! Если ожирение печени привело к ее хроническому воспалению, необходимо принимать лекарства, например, «Эссенциале-форте», «Карсил».
Источники:
  • от чего увеличивается печень
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500