Инструкция
1
Сделать речь образной и эмоциональной говорящему помогают особые художественные приемы. Слово, помимо того, что называет окружающие предметы, качества, действия, обладает и эстетической функцией. Образность слова связана с таким явлением, как многозначность. Она отражает существующие в действительности нюансы, например, внешнее сходство предметов или скрытый общий признак. Например, гибкий тростник – гибкий ум, лисичка (животное) – лисичка (гриб). Первое значение, которым было наделено слово, называется прямым, остальные – переносными. С переносными значениями связаны такие художественные средства речи, как метафора, метонимия, синекдоха. Они широко употребляются в устном общении, ораторских выступлениях.
2
Метафора – перенос наименования по сходству. Образуются метафоры по принципу олицетворения (идет дождь), отвлечения (поле деятельности), овеществления (несгибаемое мужество). Выступать в роли метафоры могут разные части речи: прилагательное, существительное, глагол. В обиходной речи метафора – частый гость, но те метафоры, которыми мы регулярно пользуемся, стали привычными для слуха и никого не удивляют (стальные нервы, теплые отношения, часы остановились и т.д.). В выступлении на публике метафоры должны быть необычными, оригинальными, подстегивающими воображение. Например: «Год назад произошло событие, которое потрясло город: взорвался самолет». Глагол «потрясен» имеет в данном случае и прямое значение – «сотрясать», «заставить дрожать», и переносное – «сильно взволновать».
3
Еще один прием, который можно использовать для яркой и образной речи - метонимия. В отличие от метафоры, это художественное средство основано на смежности понятий или явлений. Примеры метонимии - употребление таких слов, как класс, завод, аудитория, школа. В речи спортивных комментаторов нередко можно услышать следующее: «Золото и серебро досталось российским спортсменам, бронзу завоевали французы». В данном случае название металлов смежно названию наград. Довольно часто в метонимическом значении используются географические названия, например: «Переговоры между Лондоном и Вашингтоном», «Париж принял решение» - слушателю понятно, что речь идет о людях, а не о городах.
4
Образность и яркость выступления связаны и с таким художественным приемом, как синекдоха. Даже если вы не знакомы с этим термином, то суть его наверняка знаете. Это - подмена множественного числа единственным (и наоборот), целого - его частью. Этим приемом мастерски владел М. А. Шолохов, который, подразумевая под именем Иван русский народ, писал: «Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван!».
5
Те, кто хорошо знакомы со сказками и баснями, прекрасно знают, что такое аллегория. Ее тоже можно использовать в выступлениях. Аллегория - это иносказание. В баснях, с помощью образов животных, критикуются пороки людей: хитрость, жадность, ложь, предательство. Аллегория позволяет лучше понять идею, вникнуть в суть высказывания. Этой же цели служит и сравнение - пожалуй, самое простое и доступное образное средство. Сравнение помогает сопоставить суть предметов или явлений. Любому из нас оно хорошо знакомо по слову «как», без которого сравнение обходится редко.