Гений или мошенник?



Некто Джеймс Вайкари в конце 1957 года пригласил в одну малоизвестную киностудию репортеров ведущих изданий и показал им короткометражный фильм, заявив, что в нем содержится послание подсознанию. Он сообщил, что провел ряд серьезных исследований, которые доказали, что методика двадцать пятого кадрам может заставить любых людей покупать определенные предметы, благодаря воздействию на подсознание. По его словам, он проводил эксперименты на пятидесяти тысячах человек в течение шести недель. Джеймсу Вайкари своими выкладками удалось обмануть огромное количество людей. Он проводил эксперименты по просьбам желающих, ни один из них не увенчался успехом, но Вайкари находил все новые отговорки, объясняющие, почему эксперимент не сработал. В 1962 году он признался, что эффект двадцать пятого кадра был им придуман, чтобы получить деньги от рекламных компаний. Тогда же он сообщил, что все результаты экспериментов были им сфабрикованы.


Удивительно, но за пять лет неудачных экспериментов слух об этой методике разошелся по всему миру, так что она стала своеобразным «ужастиком».

Принцип действия



Идея заключается в том, что человек не может различать больше двадцати четырех кадров в секунду, поэтому любой инородный кадр «двадцать пятый», минуя сознание, обращается непосредственно к подсознанию. (На самом деле, это зависит исключительно от скорости движения изображенных на экране объектов и четкости краев кадров. Несколько лет назад известный режиссер Питер Джексон снял фильм «Хоббит», используя технологию, которая «уместила» в одну секунду сорок восемь кадров, и человеческий глаз отлично справился с восприятием этой картинки).

В действительности сквозь подсознание проходит любая информация, которая поступает в мозг, а уже для обработки наиболее важной информации подключается сознание. Так что двадцать пятый кадр не является скрытым. Человеческий глаз успевает зафиксировать и его, так что посторонний кадр увидеть достаточно просто. Можно даже успеть прочесть короткое слово за двадцать пятую долю секунды, если это слово набрано достаточно крупным шрифтом и в принципе знакомо зрителю. Разумеется, речи ни о каком «психологическом» воздействии просто быть не может.

Нужно отметить, что Американская психологическая ассоциации официально опровергла любое скрытое влияние двадцать пятого кадра на подсознание человека еще в далеком 1958 году. Но легенда живет.