Инструкция
1
Внимательно выслушайте вопрос. Уточните, что именно хочет узнать ребенок, чтобы ответить на его вопрос максимально точно и конкретно.
2
Случается, что дети задают вопросы, ответ на которые уже приблизительно знают: таким образом они хотят проверить себя и в некоторой степени компетентность взрослого. Постарайтесь выяснить, что сам ребенок думает по этому поводу, выслушайте его «версии» и объяснения. Возможно, ребенок сам прекрасно сможет все объяснить или сделает это с вашей помощью. Не забудьте похвалить малыша, когда окажется, что он сам до всего дошел – это так важно для его самооценки.
3
Если вопрос касается области, действительно не понятной малышу, постарайтесь ответить на вопрос простыми словами. Не стоит пускаться в длинные научные объяснения – ребенок вряд ли их усвоит. Лучше приведите примеры из жизни, проиллюстрируйте свой ответ описанием явлений, знакомых ребенку.
4
Если вопрос касается чего-то, что можно показать, а не рассказать – помните, что выполняя практические действия, человек легче и прочнее усваивает информацию и приобретает необходимые навыки. Так, если дочка спрашивает, как приготовить салат, лучше предложить сделать это вместе, по ходу дела давая необходимые пояснения, чем долго расписывать технологические тонкости.
5
Отвечайте честно даже на «неудобные» вопросы – ваша неправда в конце концов станет известна ребенку, и доверие к вам маленького человека будет подорвано.
6
Если не знаете ответ на детский вопрос, честно признайтесь в этом: нет ничего постыдного в том, что человек, даже такой взрослый и умный как вы чего-то не знает. Это будет хорошим поводом поискать ответ вместе с ребенком в энциклопедии, в словаре, в интернете – ребенок получит навык поиска информации, к тому же вы вместе расширите свой кругозор.
7
Если вопрос сложный и ответ на него требует подготовки, честно скажите ребенку, что вам необходимо выбрать подходящее время и место, чтобы ответить на него достаточно полно, подробно и спокойно, найти дополнительную информацию и т.п. Не забудьте выполнить свое обещание при первой же возможности!
8
Дозируйте информацию в соответствии с возрастом и развитием ребенка. Так, на вопрос «Откуда берутся дети» или «Почему во время грозы сверкает молния» ответ для дошкольника или для младшего школьника будет разным: последнему можно дать более полную и подробную информацию, привести научные объяснения в доступной форме, а малыш удовлетворится самым общим ответом.