Самолет

Самый быстрый способ — это, конечно, самолет: за несколько часов можно пересечь всю страну и перелететь из Леха в Каньякумари. Но он же и самый дорогой: такой перелет немногим дешевле перелета из Москвы в Индию. К счастью, имеется ряд компаний-лоукостеров, которые предлагают такие услуги намного дешевле, но с существенными ограничениями: минимальный бесплатный провоз багажа, нет бесплатного питания на борту. Правда, если лететь пару часов, последним можно пренебречь, да и в зале ожидания, дожидаясь посадки, всегда можно перекусить. В качестве такого перевозчика можно посоветовать компанию IndiGo – перелет этой компанией из Ахмедабада в Бхубанешвар, то есть, в общем-то, через всю страну с запада на восток обошелся мне в 8000 рупий. Если планировать поездку заранее, можно улететь со значительной скидкой — стоимость билета при приобретении за месяц почти в два раза меньше, чем за неделю.

Поезд

Поезд — это самый обычный способ путешествий по Индии. Недорогой, не особо опаздывающий (хотя всякое бывает). Правда и небыстрый — от Дели до Ченнаи добираться около двух суток.

Поезда имеются разных категорий. Самые обычные поезда — Mail (идет медленно, останавливаясь на большинстве станций) и Express (идет быстрее, самый распространенный вариант). Выше классом Shatabdi и Rajdhani Express (останавливаются только в крупных городах, в них имеются только кондиционированные вагоны) и Duronto Express (соединяют самые крупные города Индии, следуют без остановок).

В поездах имеются вагоны с разной степенью комфортности. Сначала идут три класса кондиционированных вагонов. Самый комфортный, но и дорогой (поездка в нем по цене сравнима с перелетом лоукостером) — 1AC. Это двухместное купе с закрывающимися дверцами. 2AC отличается от него тем, что дверцы нет, а четырехместное купе отгорожено от прохода занавесью. Проезд в нем примерно в два раза дешевле, чем предыдущим классом (это вообще правило — каждый последующий класс примерно в два раза дешевле предыдущего). 3AC — это практически наша плацкарта, с открытым купе и двумя боковыми полками напротив него, но имеется отличие: купе имеет не 4, а 6 полок. Днем средняя полка опускается, образуя спинку для нижней полки, а ее обитатель тоже сидит внизу. Это очень неплохой вариант для путешествия, я обычно езжу или в этом классе, или в слипере. Еще один класс, тоже кондиционированный, дешевле 3AC, но дороже слипера — это FC, кондиционированный вагон с сидячими местами. Он встречается не во всех поездах, а только в следующих на небольшие расстояния, до 12 часов.

SL, Sleeper — это самый популярный класс вагонов. В нем, как и в третьем кондиционированном, три ряда полок в купе и две боковые полки, но нет кондиционера — вместо него работают вентиляторы — и стекла в окнах обычно подняты (во время дождя или зимней ночью их можно опустить). Еще одна особенность слипера — если в вагоны более высоких классов не пускают посторонних, то в этих вагонах все время ходят продавцы чего-нибудь (например, чая, кофе и очень приятного на вкус томатного супа), сборщики пожертвований от разных религиозных организаций, дети, поющие за пару рупий и просто нищие. Из этого следует, что при путешествии слипером нужно внимательно следить за своими вещами, чтобы они не начали путешествие независимо от хозяина. На вокзалах продаются цепочки с замками, ими и нужно пристегнуть вещи к полкам.

Имеются еще и вагоны второго класса. Это те же три полки, но билеты в эти вагоны продаются без указания места. Поскольку проезд в них совсем дешев, народ в них набивается битком и поездка в таком вагоне действительно экстрим, хотя в некоторых случаях (вы в Бангалоре, самолет в Москву послезавтра, а других билетов нет) такие вагоны будут выходом.

Билеты на поезда продаются на вокзале, но не в ticket counter”ах (там продаются билеты на местные поезда), а в Ticket reservation center, который часто располагается в отдельном здании. Там нужно взять специальный бланк, заполнить его, указав станцию отправления и назначения, дату, номер или название поезда и личные данные. Отстояв немалую очередь, вы получите либо билет с местом, либо номер в вайтинг-листе. Последнее означает, что вы вполне можете и не уехать в нужную дату. Вам придется подойти на вокзал, посмотреть список по вайтинг-листам, увидеть свой номер вагона и место (или не увидеть, если место так и не освободилось). В последнем случае останется только слезно просить проводника, чтобы он пустил без места и ехать на вещах в тамбуре, пока не освободится какое-никакое место. Избежать этого можно, если покупать билет заранее по лимиту для иностранцев. К счастью, в крупных городах есть центры бронирования для иностранцев, например, на вокзале Нью Дели такой находится на втором этаже в главном здании. Там можно и нужно купить билеты сразу на всю поездку. Еще вариант — приобрести билеты заранее через сайт cleartrip.com, но тут имеется загвоздка — для регистрации на этом сайте нужен телефон с индийской sim-картой, так что из России планируя поездку это сделать затруднительно. Зато на этом сайте можно заранее посмотреть разные варианты расписания поездов и спланировать таким образом поездку.

Автобус

Еще один вариант путешествия по Индии — междугородний автобус. Идут они на расстояние до 500-600 километров, недороги (цена примерно одного порядка с проездом в 3 AC). Часто бывает такое, что в какой-нибудь город, располагающийся относительно недалеко, но на другой железнодорожной линии, проще добраться именно автобусом — например, поезда из Эрнакулама идут либо по морскому побережью на Гоа, либо через горы на Ченнаи, а в направлении Майсора и Бангалора поездов нет. В этом случае придется ехать автобусом.

Государственные автостанции обычно обслуживают местные маршруты, а дальние маршруты организуют частные компании. Билет на такой маршрут можно купить во множестве туристических агентств, которые располагаются как правило или в центре города, или у вокзала. Пункт отправления или назначения может совпадать с городской автостанцией, а может и не совпадать — часто бывает, что автобус отправляется от торгового центра такого-то, городского рынка, крупного отеля. Это нужно тщательно выяснить при покупке билета.