Совет 1: Особенности собора Нотр-Дам в Реймсе

Собор Нотр-Дам в Реймсе по праву считается лучшим образцом французской и классической готики. Неслучайно с периода Средневековья вплоть до XIX века в нем, а не парижском соборе проходили торжественные коронации практически всех французских монархов.

В Реймсе собор возводили уже после собора Парижской Богоматери. У архитекторов был прекрасный образец готики для подражания. Строительство началось в 1210 году на месте древней церкви V века, но грандиозный пожар уничтожил строение. В 1211 году началось новое строительство с привлечением четырех известных французских архитекторов. И в результате родилось каменно-ажурное чудо, которое дожило до наших дней.


Собор Нотр-Дам в Реймсе не является копией парижского храма. Архитекторы Жан д-Обре, затем Жан Ле Луп, Гош де Реймс, Бернар де Саусон по очереди вносили в строительство свое видение собора. Они не только подражали образцу, но в чем-то превзошли его. Так, длина основного нефа – 138 метров, на 8 метров длиннее парижского. Две центральные башни достигли 80 м и оказались на 11 м выше парижских. Они и теперь самые высокие среди соборов Франции. Задумывалось построить еще 5 башен, но воплотить это в жизнь не удалось, так как не хватило сил и средств.


Собор в Реймсе оснащен многими скульптурами. Их более 500 только в «Галерее королей». На фасаде представлены не только скульптуры королей, но и выдающихся епископов, рыцарей, ремесленников. Установленные в нишах над порталом фигуры ангелов дали сооружению народное название «Собор ангелов».


От Реймского собора трудно отвести глаз. Особенно выделяется его главный самый высокий западный фасад. У основания он кажется тяжелым, массивным. Это как бы застывшая вертикальная резная каменная стена с двумя воздушными башнями. Стоит отойти от собора подальше, и он уже кажется легким, невесомым, как бы парящим в воздухе. Это удивительный эффект, которого добились строители Средневековья.


 


 

Совет 2: Нотр-Дам де Пари: история строительства собора

Духовное сердце Парижа – Собор Нотр-Дам де Пари – начали возводить в 1163 году. В стране правил воинственный Людовик VII Французский, а духовной жизнью города руководил епископ Морис де Сюлли. Место для строительства собора они выбирали вместе и остановились на восточной части острова Сите, где в достопамятные времена находился древний храм Святого Стефана первомученика.

История рождения собора тесно связана с историей Парижа. В 987 году при французском короле Гуго Капете городу был придан статус столицы. В Париже стали усиленно развиваться ремесла и торговля. Столичному городу приличествовал солидный храм – оплот духовной власти над душами верующих. Однако строителство откладывалось на неопределенное время.


Только в 1163 году, уже при Людовике VII, одном из предводителей Второго крестового похода, когда в архитектуре сложился особый готический стиль, начали возводить собор. Руководил всеми работами по строительству епископ Морис де Сюлли. Он стремился создать необычный храм, который вмещал бы целый город, около 10 тысяч прихожан, и чтобы в нем короновались французские монархи. Епископ назвал храм Нотр-Дам де Пари – собор Парижской Богоматери.


На закладку первого камня приехали Людовик VII и Папа Римский Александр III. Собор возводился медленно, так как горожане нехотя жертвовали на строительство, а город разрастался невиданными темпами. Прошли десятки лет, прежде чем появился фасад здания, а две башни, венчающие собор, возвели только к 1245 году, но не достроили. Позднее строительство продолжилось при новом архитекторе Жанне де Шелле. При нем приступили к строительству боковых капелл, затем начали создавать внутренние хоры.


В целом собор был готов и освящен к 1345 году, когда во Франции восседал король Филипп VI из династии Валуа, а число жителей Парижа достигло несколько десятков тысяч человек.


Совет 3: Епископальный собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке: интересные факты

По старинной церковной традиции большинство соборов, построенных в готическом стиле, являются католическими. Но в этом правиле есть исключение. Самый большой в мире готический собор, построенный в Нью-Йорке, не является римско-католическим. Он и не протестантский. Его называют епископальным.

Начинали возводить собор в конце 1892 года в византийском стиле. Затем, после прихода к руководству епископов других убеждений, его стали перестраивать по архитектурным традициям римско-католической церкви, точнее по образам французской готики. Основание у собора в виде креста, слева и справа от центрального входа планировалось возвести две башни, очень похожие на башни знаменитого парижского собора Нотр-Дам. Это сходство должны были дополнять стрельчатые арки главного портала, изваяния фигур святых вдоль стен и окно-розочка с витражами над главным порталом.


Размеры собора поражают. Он действительно гигантский.  Его общая площадь составляет два футбольных поля. Окно-розочка составленное из тысячи кусков цветного стекла, в диаметре свыше 12 метров. Одновременно собор может принять 5 тысяч верующих.


Колоссальные размеры собора это результат амбиций представителей епископальной церкви Нью-Йорка. В 1878 году католики города построили храм Святого Патрика в стиле неоготики. В то время этот католический собор был самым большим в Нью-Йорке. Представители епископальной церкви решили обогнать «соперников по вере» и построить епископальный собор в два раза больше.


Однако стройка собора затянулась. Пожертвования поступали неругярно. К началу XX века готов был только фундамент. Церемония освящения собора, еще недостроенного, состоялась в 1941 году. После вступления США во Вторую мировую войну все средства епископальной церкви пошли на благотворительность другого свойства. И после войны строительство не очень продвинулось. Собор остался только при одной башне.


В 2001 году на стройке собора произошел пожар. Следы того разрушительного пожара удалось устранить. Сегодня собор готов на две трети. Несмотря на недостроенность одной башни, в год храм Иоанна Богослова посещают около полумиллиона верующих. Для их привлечения отцы епископальной церкви не поскупились и выставили в соборе разные сокровища. Например, гобелены XVII-XVIII веков с изображением страстей Христовых, картины известных художников, разные дары, привезенные из святых мест земли.


В соборе также есть памятники жертвам христианской истории. Привлекает верующих и библейский сад собора, в котором высажены все растения, о которых говорится в Библии.

Совет 4: Страсбургский Собор: некоторые факты из истории строительства

С точки зрения современного обывателя Страсбургский собор является асимметричным (не хватает одной башни). Для архитектора сооружение представляет собой редкий образец смешения стилей: романского (французского) и готического (немецкого). 142-метровая северная башня храма до начала 1890 года обеспечивала собору звание самого высокого христианского сооружения в Европе (пока не был построен собор в немецком городе Ульме).

Храм строили немецкие и французские архитекторы. Отсюда можно наблюдать смешение стилей в сооружении. Каждый архитектор стремился выделиться, показать свое лучшее умение. Французские мастера, приглашенные из Парижа, Реймса, Шартра, украшали храм тончайшей каменной резьбой. Каждая фигура святого на соборе – произведение искусства. Опытные немцы, приглашенные из Кёльна, Фрайбурга и Ульма, сделали круглое 15-метровое окно-розетку, создали цветные витражи, спроектировали башни, соорудили пирамидальный шпиль.

Собор Богоматери начали строить в 1015 году из красного вогезского песчаника, который придал храму розовый оттенок. При закладке первого камня присутствовали епископ Варнер фон Габсбург и немецкий король. Последний являлся императором Римской Империи (Генрих II Святой).

Однако торжественная церемония закладки в присутствии высших духовных и государственных лиц, освящение камней не спасли сооружение от грядущих бедствий. Частично возведенный собор в 1176 году был практически уничтожен пожаром. Пришлось все начинать сначала.

Главный неф возводили французы. Его строили до 1275 года. Он представляет собой типичный образец французской готики. Западный фасад украсили сотни скульптурных изваяний.

Немецкие архитекторы приступили к строению двух башен – северной и южной. Северная поднималась с большим трудом. Виной тому – нехватка средств, сопротивление французов, неустойчивая политическая ситуация. Сменялись поколения архитекторов и строителей. Башню закончили строить только в 1439 году. Можно было приступать к возведению южной башни. И опять встали те же проблемы – нехватка средств, отсутствие немецких архитекторов. К тому же французский король хотел обеспечить независимость от Папы Римского и своими силами задумал достроить одну башню. Этого так и  не произошло, а собор остался в своем великолепии незаконченным еще с 1439 года.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500