Индия — страна с древней и богатой духовной культурой. Подавляющее большинство индийцев исповедует религию индуизм — очень древнюю, насчитывающую многие тысячелетия. Так что путешественник, посещающий Индию, неминуемо, буквально в первые же часы пребывания на индийской земле, увидит многочисленные индуистские храмы и святилища и, скорее всего, пожелает их посетить.

Невозможно даже приблизительно сказать, сколько в Индии храмов, на хинди «мандир». Имеется несколько тысяч храмов очень древних, овеянных легендами, с многовековой историей — например, храм Кришны Джаганнатха в Пури на востоке страны или Шрирангам в южном штате Тамил Наду. Имеется множество храмов, построенных в Средние века — многие из них были основаны великими святыми. Есть совсем молодые храмы, например, группа храмов, построенных во всех крупных городах и важных местах паломничества в 20-начале 21 века на деньги и по проекту крупного промышленника и филантропа Гханташьяма Бирла и его потомков. Посещение этих Бирла Мандиров — в Дели, где находится самый известный из них Лакшми-Нараян мандир, в Хайдарабаде, Калькутте, Бангалоре и других городах — практически неизменный элемент поездки в составе тургруппы. И есть множество святилищ, совсем небольших, которые находятся на каждой улице,

Вход в большинство храмов абсолютно свободен. Исключений очень немного, но, к сожалению, исключениями являются самые знаменитые храмы — Джаганнатх Мандир в Пури, Лингарадж в Бхубанешваре и еще некоторые (двор таких храмов туристы могут осмотреть со специальных платформ или крыш соседних зданий, куда пускают за небольшое пожертвование). В Шрирангаме, который представляет собой семь храмовых стен, между которыми располагается множество малых святилищ (это вообще самый крупный храмовый комплекс в мире, по площади сравнимый с небольшим городом), туристам можно входить внутрь первых четырех стен, но не далее. В храм Кришны Гуруваюраппана в Керале можно формально входить всем, но только в несшитой одежде, то есть строго в сари для женщин и дхоти для мужчин. Вообще же дресс-код в храмах достаточно мягкий — для мужчин его практически нет, в тех же шортах сами индийцы ходить не брезгуют, а женщинам не следует ходить в мини-юбках и прозрачных блузках. Еще женщинам нельзя входить в храм во время месячных, такие уж правила во всех храмах без исключения. Фотографировать в храме чаще всего можно, но не всегда — на входе в храмы, где это запрещено, имеются камеры хранения для всякой электроники.

Храмы обычно открыты для посещения с раннего утра до полудня и с 15-16 часов до заката. За это время проходит несколько богослужений — пудж, между пуджами посетители совершают даршан, то есть подходят, смотрят на Божества и выражают им почтение. В небольшие храмы можно просто войти и подойти к алтарю. На главном алтаре находятся Божества, в честь которых назван храм (Радха и Кришна, Лакшми и Вишну, различные ипостаси Дурги и другие). Кроме главного алтаря, обычно имеется еще несколько малых алтарей. Перед входом в храм, а если при храме имеется территория внутри стены, то на входе на территорию следует снять обувь и дальше идти босиком (при крупных комплексах имеются камеры хранения для обуви). Войдя, нужно ударить в колокол, который висит у входа, сделав это правой рукой (вообще в храме все делается только правой рукой — использовать левую оскорбительно, так что считайте, что ее у вас нет), потом подойти к алтарю, внимательно посмотреть на Божества, начиная со стоп и поднимая взгляд вверх (а самое благочестивое — смотреть только на стопы) и мысленно выразить им почтение. Ну и для себя чего-либо попросить не возбраняется. За алтарем имеется проход, так что его можно трижды обойти по часовой стрелке. Обычно на стенах за алтарем имеются изображения божественных форм. Им также можно выразить почтение, коснувшись правой рукой их стоп и затем своей головы. Если вы попали в храм во время пуджи, просто стойте спокойно, Во время пуджи брахман предлагает Божествам различные предметы, которые приобретают после этого особые, духовные качества. После пуджи брахман предложит собравшимся светильник с огнем — нужно провести над огнем правой рукой и коснуться головы. Также на руку капнут напиток, предложенный на алтаре — его нужно немедленно выпить, дадут немного пищи, которую нужно съесть. Это все прасад, милость Божества. Если дадут цветок с алтаря — его нужно сохранить и засушить, он будет вашим талисманом. После даршана или пуджи нужно сделать пожертвование — положить сколько не жалко денег в специальный ящик перед алтарем. Кстати, сделать это нужно у всех алтарей, так что в храм нужно заходить, имея запас монет — будет очень нехорошо, если в кармане единственная купюра в 1000 рупий. Впрочем, с особо крупными купюрами лишний раз ходить по улицам вообще не стоит, только до места, где их можно разменять - лучше иметь при себе несколько соток. Впрочем, около любого храма сидят менялы, которые поменяют купюру в 100 рупий на девять 10-рупиевых, а 10-рупиевую купюру на девять однорупиевых монет. А вот если брахман, увидев европейца, сильно заинтересуется и начнет просить дополнительных пожертвований — этак тысяч в пять рупий, смело его игнорируйте. Особенно этим славятся бабаджи на Радха-Кунде около Вриндавана, но и в других местах подобное случается.

В очень крупных и знаменитых храмах все немного иначе. Там на даршан обычно стоит очередь и немалая, но имеется несколько проходов — самый длинный и извилистый, в который и направляется большинство паломников, на бесплатный даршан, а в более короткие можно попасть за пожертвование разной величины. Все эти проходы соединяются у главного алтаря. Долго пообщаться с Божеством не получится, желающих очень много, особенно во время праздников. Около этих храмов обычно продаются наборы для подношений — кокосовый орех, цветы и так далее — которые нужно отдать брахману у алтаря, чтобы он все это предложил.

Если по какой-то причине в храм войти нельзя, можно выразить почтение Божествам, обойдя вокруг него по часовой стрелке, по возможности разувшись. Вообще, парикрама, обход вокруг святых мест — это очень распространенный ритуал, десятикилометровый путь вокруг священного города Вриндавана равнозначен посещению всех пяти тысяч его храмов, так что по вриндаванскому Парикрам-маргу непрерывно двигаются сотни и тысячи босых паломников.