Закон "О защите прав потребителей" устанавливает, что производитель должен обеспечить надлежащее функционирование своего товара в течение всего срока его службы. Но при этом, Закон содержит целый ряд норм, закрепляющих правила установления еще и гарантийного срока на товар.

Значение гарантийного срока заключается в том, что в случае поломки товара в период гарантии, покупатель не должен доказывать, что дефекты появились не по его вине. Это продавец должен подтвердить, что продукция неправильно эксплуатировалась или перевозилась потребителем, либо на нее оказывалось механическое воздействие (удар, падение и т.п.).

Если же к моменту обнаружения дефектов в товаре гарантийный срок уже истек, то покупатель сам обязан установить причины поломки, прежде чем обращаться с претензиями к продавцу.

Начало отсчета гарантийного срока определяется так: либо это день, следующий за днем покупки; либо первый день сезона (это можно посмотреть в соответствующих постановлениях органов власти субъектов РФ), если речь идет о сезонном товара, например, шубе; либо день, следующие за днем передачи товара, если он приобретен дистанционным способом; либо с момента сборки или установки товара.

Важно знать, что заявление продавца о том, что на товары, проданные со скидкой гарантия не распространяется, является нарушением прав потребителей. Исключения составляют случаи уценки товара в связи с дефектом, о котором покупатель предупрежден до покупки.  То есть, если покупатель приобретает вещь, цена на которую снижена в связи с недостатками ее качества, предъявить требования, связанные с этими недостатками, покупатель не сможет. Однако, если в таком товаре, обнаружатся новые  дефекты,  о которых продавец умолчал, покупатель вправе воспользоваться всеми способами защиты своих интересов в соответствии с Законом "О защите прав потребителей".

Гарантийный срок продлевается на период ремонта товара и начинает течь заново, если некачественный товар заменен на новый. Еще одной особенностью гарантии является необязательность ее установления. То есть, если срок службы производитель обязан установить, то гарантийный срок определяется по его желанию или по инициативе продавца. При этом, продавец может установить гарантию, если это не сделал производитель или, если продавец сам пожелал установить дополнительный гарантийные сроки на товар и (или) его составные части. При этом, дополнительные гарантийные обязательства продавца должны быть оформлены в виде отдельного договора с покупателем. То есть никакие надписи но товарном или кассовом чеке, или листовки с условиями гарантии  не могут считаться дополнительной гарантией, установленной продавцом.

Важное значение гарантии еще и в том,  что в случае обращения покупателя с требованием гарантийного ремонта товара, на период этого ремонта он, потребовать временный товар за замену.