Считается, что мозг ребенка впитывает знания, как губка, что за первый год жизни мозг развивается примерно на 60%, а к трем годам – на 80%. Потому начиная обучение только с 7 лет (когда рост мозга уже заканчивается), мы упускаем самое восприимчивое к развитию время. Правда это или вымысел, но всем известно, что с малышами нужно «заниматься». А занятия должны происходить в легкой игровой форме.

Обучение раннему письму и чтению по методике «Кубики Зайцева»

Автор методики Николай Зайцев призывает отказаться от «искусственного деления речи» на буквы. Дети всегда произносят слоги, которые потом соединяют в слова. Методика основана на игре с кубиками, на гранях которых написаны склады (не слог, а склад – пара из согласного и гласного). Кубики звенят по-разному (металлический и деревянный звук), различаются по размерам и цвету. Все это помогает малышам запомнить разницу между главными и согласными, глухими и звонкими. Постепенно осваивая кубики, малыш и педагог поют песенки про каждый кубик, называя каждый склад и поворачивая кубик на ладошке. Также методика включает специальные таблицы и инструкции.

Детям с 2-3 лет методика помогает начать читать с первых занятий, малыши до 1 года – начинают говорить и читать одновременно, проще осваивают «правильную» речь. При желании можно предложить малышу 4-5 месяцев поиграть, как погремушкой, звенящим кубиком и попеть ему песенки про «склады».

Занимаясь по методике Зайцева ребенок сможет избежать глупых ошибок, таких как «жыраф» или «шына», не будет испытывать отторжение к чтению, т.к. обучение происходит через игру. Однако в первом же классе ему придется переучиваться, так как учитель будет требовать разобрать слово по составу, а не по складам; гласные буквы будут обозначены красными карточками, согласные – синими и т.д. (в методике другие обозначения). Выбор за вами.

Методика обучения чтению Глена Домана

Основная идея: чем интенсивнее нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни – тем более развит будет интеллект ребенка. Практически с рождения малышу и родителям предлагаются физические упражнения, стимулирующие двигательную активность. С 3-6 месяцев родители ежедневно показывают ребенку по 2-3 секунды карточки, обучающие счету, чтению и прочему.

Споры вокруг данной методики не утихают: изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему малыша; пассивность ребенка при обучении (он только получает информацию, чтобы потом воспроизвести) притупляет любознательность и снижает интерес к самостоятельному познанию мира. Также считается, что эта методика почти не оставляет времени на творческое, эстетическое, психологическое развитие; ребенок машинально запоминает слова с картинками, однако читать книги потом с неизвестными ему словами не сможет, а, возможно, и не захочет, т.к. в учебнике нет ярких иллюстраций ко всем словам. Противники данной методики уверены, что запоминая слова по картинкам ребенок формирует образ, ассоциирующийся с конкретной картинкой, потому в зоопарке малыш может не узнать живого тигра; малыши лучше запоминают через игру, а в методике им предстоит только наблюдать за карточками. Несмотря на все это, методика имеет право на жизнь и активно практикуется родителями разных стран.

В открытой продаже и в интернет источниках, таких как YouTube, есть видео с обучающими карточками Домана. В видео встроено несколько иным способом: ребенку показывают карточку, а затем рисунки этого понятия и видео про понятие, параллельно с которым девушка-ведущая поет песенку о демонстрируемом предмете.

Мы с дочкой периодически смотрим такие видео, чередуя их с мультфильмами. Она с радостью пляшет под песенки и хлопает в ладошки вместе с малышами из видео.

Какую бы методику или какие бы занятия с малышом вы ни выбирали, помните, что все должно быть в удовольствие. Каждый ребенок – индивидуален. Для каждого малыша по его личному ощущению времени достаточно той или иной протяженности занятия. Научитесь вместе с ребенком получать удовольствие от обучения. В конце концов, читать научатся в школе все, нет смысла гнаться за результатами «из под палки» или сравнивать успехи своего чада с детьми друзей и соседей.