В современном мире можно выделить два рода поминальных традиций. Одни обычаи связаны с мировыми монотеистическими религиями (христианство, ислам), другие же намного древнее этих религий. Примечательно, что древних, языческих традиций – устраивать поминальную трапезу в день похорон, а впоследствии в годовщину смерти – придерживаются даже атеисты. Пренебрегать этими традициями считается неуважением к памяти усопшего.

Христианская традиция



У христиан принято поминать умерших на третий, девятый и сороковой день после смерти, а также в ее годовщину. В эти дни близкие умершего посещают его могилу, где молятся за душу усопшего и совершают литию. Краткий чин литии может совершить мирянин, для совершения полного чина приглашают священника.


Традиция поминать умерших именно в эти дни связана с христианским представлением о посмертном существовании души. Считается, что до третьего дня душа находится на земле, а потом возносится на Небеса. Ассоциируется такой срок и с трехдневным воскресением Иисуса Христа.

До девятого дня душа созерцает красоту Рая и радуется будущему блаженству, если это праведная душа, или печалится, если грехи этого человека тяжелы. На девятый день душа предстает перед престолом Всевышнего.

На сороковой день душа снова является на поклонение к Богу, и в этот момент определяется ее судьба до Страшного Суда. Поминовение усопшего совершается и в годовщину его смерти, ведь это день его рождения к новой, вечной жизни.

Дохристианская традиция



Среди дохристианских традиций поминовения усопших главное место занимают поминки – застолье, которое устраивается после похорон. Особенность этого мероприятия в том, что на него может прийти кто угодно, если даже приходит незнакомый человек, его принимают и не спрашивают, кто он такой и кем приходится умершему.

В определенной степени поминки выполняют психотерапевтическую функцию: занимаясь подготовкой застолья, убитые горем люди включаются в активную деятельность, которая в некоторой степени отвлекает их от тяжких переживаний. Но основной смысл поминок гораздо глубже.

Для древнего человека еда представляла собой нечто большее, чем восполнение потребности в питательных веществах. На пищу переносилось благоговейное отношение к огню, на котором она готовилась, а огонь, очаг был центром жилища и родовой общины, цементирующим ее. Поэтому совместная трапеза скрепляла единство рода, даже постороннего человека делая родственником.

Смерть воспринималась как нарушение единства рода – ведь она вырывала человека из родовой общины. Это единство следовало немедленно восстановить с помощью совместной трапезы, на которой, как считалось, незримо присутствовал покойный. Так возникли тризны – поминальные пиры, которые и в настоящее время сохраняются в виде поминок. Даже в современном мире на поминках иногда ставят на стол рюмку вина или водки и кладут кусок хлеба, к которым никто не притрагивается – «угощение» для умершего. В этом проявляется первоначальный смысл традиции поминовения усопших.