Совет 1: Какими членами предложения могут быть имена прилагательные

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая может меняться по числам, падежам и родам. В предложении ее можно найти, задав вопросы «какой?», «какая?», «какие?», «чей?» Прилагательное имеет три разряда и может выполнять функции трех членов предложения.
Инструкция
1
Наиболее распространенная роль имени прилагательного в предложении - это определение. Прилагательное само по себе выполняет определяющую функцию по отношению к существительному, описывая:
- форму и положение: треугольный;
- размер: крупный;
- физические свойства: газообразный;
- человеческие свойства: находчивый;
- пространство: уральский;
- время: полуденный;
- материал: трикотажный;
- назначение: ткацкий;
- принадлежность: волчий;
- количество: тройной.
Также оно может служить именной частью составного именного сказуемого. Имя прилагательное редко, но может быть подлежащим.
2
Основная роль имени прилагательного как члена предложения - это роль согласованного определения. В качестве определения используются относительные и притяжательные прилагательные и качественные прилагательные в полной форме. Если в предложении встретилось имя прилагательное в сложной сравнительной степени, то без сомнения, такое прилагательное является согласованным определением. Например, в предложении «Я никогда не встречал более разумной женщины» прилагательное в сложной сравнительной степени «более разумной» является согласованным определением. Ту же роль выполняет прилагательное «самый высокий» в предложении «На перекрестке Вернадского и Жданова находится самое высокое здание города».
3
Именную часть составного сказуемого образуют прилагательные в именительном падеже («Вода у берега чистая») и творительном падеже, если присутствует глагол связка «быть» («Утро было солнечным»). Также эту роль выполняют притяжательные прилагательные («Эта расческа мамина»), а также краткие качественные прилагательные («Его рассказ был безрадостен»). В качестве вспомогательной части составного глагольного или именного сказуемого могут выступать краткие предикативные прилагательные, например: «Я должен открыться вам».
4
В роли подлежащего имя прилагательное может выступать тогда, когда заменяет по смыслу имя существительное. Это, однако, встречается довольно редко. К примеру, в предложении «Во время детского утренника взрослые стояли в дверях» прилагательное «взрослые» выполняет функцию подлежащего.

Совет 2: Какие могут быть сценарии утренников

Утренник - это не только выступающие дети и с удовольствием наблюдающие за ними родители. Это план и сценарий, репетиции и подготовка нарядов - одним словом, кропотливая работа... Но награда за этот труд может быть очень запоминающейся!
Инструкция
1
Поводом для утренника может быть как общепринятый праздник (Новый год, 23 февраля или 8 марта), так и уникальное событие - приход весны, окончание учебного года или детского сада, а также - показ детских достижений за определенный период. Кроме приятного времяпрепровождения, это важный воспитательный процесс - ведь дети не только учатся выступать. Они также получают ценный опыт подготовки и репетиций, т.е. учатся работать и думать о результате своих усилий.
2
Работа над утренником начинается с детального плана. Нужно определить точное количество участников, общую продолжительность и бюджет мероприятия (магнитофон, площадь помещения, музыкальные инструменты, реквизит, костюмы и т.д.). Исходя из этого - выводите и сюжет, количество и продолжительность сольных и групповых номеров.

В зависимости от возраста, дети могут изменить свое выступление или даже желание выступать. Например, девочка Оля по сценарию учит стихи, но выясняется, что у нее отличный голос, и песня в ее исполнении может стать настоящим гвоздем утренника. Всегда оставляйте в сценарии место для форс-мажора. Все сюжетные хитросплетения должны легко обыгрываться, чтобы один заболевший ребенок не сорвал ход праздника.
3
Важно, чтобы дети понимали ход событий, а не просто вытягивались в определенный момент выступать. Конечно, это зависит от возраста. Трехлетним малышам уже можно вполне доступно объяснить их роль. Если, конечно, это не роль Гамлета. Не забывайте, что это прежде всего детский праздник, и ребята должны не только показать свои умения и работу воспитателей, а получить удовольствие от процесса.

Вы можете использовать уже известные детям сказки. На основе Колобка, Теремка и т.п. можно написать сценарий, дополнив его новыми поворотами сюжета. Например, Колобок смог уйти и от лисы, и прикатился на утренник. А может быть, звери, после того, как медведь разрушил их Теремок, пришли к детям за советом и помощью. Или, наоборот, звери уже построили новый дом и теперь рассказывают и поют об этом.
4
Сценарии для малышей 1-2 лет должны быть ориентированы на групповые танцы, хороводы, ответы хором ведущему. Отлично впишется в программу утренника выступление кукольного театра (взрослые показывают и рассказывают). Дети сядут на стульчики, это поможет им отдохнуть и сосредоточиться перед следующим номером. А вот Дед Мороз или огромный медведь могут их напугать. Лучше, если в качестве ведущих будут уже знакомые воспитатели или нейтральные герои, не вызывающие сильных эмоций (Добрая фея, Снегурочка, Золушка, Маленький принц и т.п.)
5
Чем старше дети, тем сложнее может быть программа и больше номеров с их участием. Очень важно в процессе уделять внимание личным качествам детей - показать, что у них получается лучше всего. Если дети смущаются, можно предложить им роль без слов, но важную в контексте общего сценария. Например, снеговик нашел потерянный Дедом Морозом в лесу мешок и три дня шел в детский сад, чтобы дети не остались без подарков. И мальчик Вася, отказывающийся петь и плясать, сможет также ощутить себя артистом. И если в процессе репетиций ребенок становится более раскрепощенным и заинтересованным, эту роль можно легко усложнить, добавив пару-тройку фраз.
Видео по теме

Совет 3: Как изменяются качественные прилагательные

Качественные прилагательные называют такие свойства предметов, которые могут быть проявлены в большей или меньшей степени. Это физические и химические признаки или черты характера, а также психические и интеллектуальные характеристики. Эти значения качественных прилагательных выражаются при помощи таких грамматических категорий, как род, число и падеж.
Инструкция
1
Качественные прилагательные характеризуются рядом грамматических признаков. Они, как правило, имеют полную и краткую форму, а также образуют степень сравнения.
2
Качественные прилагательные изменяются по падежам и числам, а в единственном числе еще по родам. Но следует учитывать, что все эти грамматические категории (род, падеж и число) у прилагательных – категории синтаксические: они напрямую зависят от рода, числа и падежа существительных, которые качественные прилагательные определяют. К примеру: «новый дом» – мужской род, единственное число, «новая дача» – женский род, единственное число, «новое здание» – средний род, единственное число, а «новые постройки» – множественное число.
3
Качественные имена прилагательные с флексиями на «-ий, -ой, -ая, -ое» (в единственном числе) и «-ие» (во множественном числе), стоящие в полной форме, изменяются по падежам или склоняются. Начальной формой является именительный падеж, единственное число, мужской род.

Например:

- именительный падеж – «день (какой?) веселый»;
- родительный падеж – «дня (какого?) веселого»;
- дательный падеж – «дню (какому?) веселому»;
- винительный падеж – «день (какой?) веселый»;
- творительный падеж – «днем (каким?) веселым»;
- предложный падеж – «о дне (каком?) веселом».
4
Краткие формы качественных прилагательных по падежам не изменяются и в предложении, как правило, являются именной частью составного именного сказуемого. Например: «Значение этого слова было неуловимо» - в этом предложении слово «значение» является подлежащим, а «было неуловимо» - составное именное сказуемое.

Падежные формы кратких прилагательных как следы старой грамматики сохранились только в фольклоре и в устойчивых сочетаниях: «по белу полю», «на добра коня», «красну девицу», «на босу ногу».
Видео по теме
Обратите внимание
При склонении окончания полных качественных прилагательных в мужском и среднем роде совпадают во всех падежах кроме именительного и винительного.
Совет полезен?
Ко второму типу склонения принадлежат притяжательные имена прилагательные с нулевой флексией.
Источники:
  • как изменяются прилагательные в единственном числе

Совет 4: Как склонять прилагательные

Склонение имен прилагательных проводится по падежам, родам и числам. В русском языке имеются также несклоняемые прилагательные, однако их меньшинство.
Инструкция
1
Существует два типа склонения имен прилагательных: адъективное и смешанное. По первому типу склоняется большинство имен прилагательных. Адъективное склонение подразделяется на склонение прилагательных с окончанием –ой и склонение прилагательных с окончаниями –ий и –ый.
2
Склонение прилагательных с окончанием –ой делится также на подтипы по конечному звуку основы. Этот звук может быть задненебным, твердым шипящим или парным.
3
Склонение прилагательных с окончаниями –ий и –ый имеет больше разновидностей по конечному звуку основы. Окончание может стоять после йота, после ц, после твердых шипящих, после задненебного, после мягких парных согласных, после твердых парных согласных.
4
Смешанный тип склонения подразделяется на первый местоименный, второй местоименный и притяжательный. По первому местоименному склоняют притяжательные прилагательные с основой на –ий и на –ин, а также счетное прилагательное третий. Все остальные притяжательные прилагательные склоняются по притяжательному подтипу.
5
Склонение прилагательных с основой на парно-твердую согласную происходит следующим образом. В мужском роде и единственном числе окончания по падежам следующие: -ый/-ой в именительном и винительном, -ого в родительном, -ому в дательном, -ым в творительном, -ом в предложном. В среднем роде и единственном числе окончания аналогичные, кроме окончания –ое в именительном и винительном падежах.
6
В женском роде и единственном числе окончания следующие: -ая в именительном, -ой в родительном и дательном, -ую в винительном, -ой/-ою в творительном, -ой в предложном. Множественное число прилагательных с основой на парно-твердую согласную склоняется так: -ые в именительном и винительном, -ых в родительном и предложном, -ым в дательном, -ыми в творительном.
7
При основе на мягко-парную согласную, мужской род в единственном числе имеет следующие окончания: -ий в именительном и винительном, -его в родительном, -ему в дательном и винительном, -им в творительном, -ем в предложном. Единственное число среднего рода: -ее в именительном и винительном, -его в родительном, -ему в дательном, -им в творительном, -ем в предложном. Единственное число женского рода: -яя в именительном, -ей в родительном и дательном, -юю в винительном, -ей/-ею в творительном, -ей в предложном.
8
Множественное число этой разновидности прилагательных склоняется так: -ие в именительном и винительном, -их в родительном и предложном, -им в дательном и творительном.
9
Прилагательные с основой на шипящую в мужском роде и единственном числе изменяются по падежам следующим образом: -ий/-ой в именительном, -его в родительном, -ему в дательном, -ий/-ой и –его/-ого в винительном, -им в творительном, -ем в предложном. В среднем роде единственном числе: -ее/-ое в именительном и винительном, -ого в родительном, -ому в дательном, -им в творительном, -ом в винительном. Женский род единственное число: -ая в именительном, -ей/-ой в родительном и дательном, -ую в винительном, -ей/-ею и –ой/-ою в творительном, -ей/-ой в предложном.
10
Прилагательные с основой на шипящую в множественном числе склоняются по схеме: -ие в именительном, -их в родительном и предложном, -им в дательном, -ие/-их в винительном, -ими в творительном.
11
Если прилагательное имеет основу на звук г/к/х, в мужском роде и единственном числе оно имеет следующие окончания. В именительном падеже –ий/-ой, в родительном –ого, в дательном –ому, в винительном –ий/-ой/-ого, в творительном –им, в предложном –ом. В среднем роде единственного числа: -ое в именительном и винительном, остальные как в мужском роде.
12
Женский род единственное число: -ая в именительном, -ой в родительном и дательном, -ую в винительном, -ой/-ою в творительном, -ой в предложном. Множественное число: -ие в именительном, -их в родительном и творительном, -им в дательном, -ие/-их в винительном, -ими в творительном.
Видео по теме
Источники:
  • Склонение прилагательных в русском языке
  • Склонение имен прилагательных

Совет 5: Какие части речи могут быть подлежащим

Подлежащее, как главный член предложения, обозначает предмет, лицо, явление или событие и со сказуемым составляет грамматическую основу предложения. «Кто?» и «что?» - вопросы, задаваемые к этому члену предложения. Способы выражения подлежащего могут быть самые разные.
Инструкция
1
Самый распространенный и простой способ выражения подлежащего в предложении – употребление именительного падежа нарицательного и собственного имени существительного. Например, «Брусника поспевает в начале августа», «Лето – прекрасная пора для активного отдыха», «Чуден Днепр при тихой погоде».
2
Местоимения-существительные в форме именительного падежа также являются в предложении подлежащим. Чаще это личные местоимения: «Я пишу эти строки в деревне», «Они скоро примут участие в лыжных соревнованиях». Но могут использоваться и местоимения других разрядов: «Кто так громко разговаривает?» (вопросительное), «Наверху кто-то тихонько запел» (неопределенное), «Никто не ответил заданный урок» (отрицательное). В сложноподчиненном предложении придаточная часть может присоединяться к главной с помощью относительного местоимения-подлежащего: «Не знаю, кто пришел первым к финишу». Местоимения, относящиеся к другим разрядам, могут выступать в роли подлежащего только в случаях употребления их в значении имени существительного: «Все вокруг неожиданно замолчали» (определительное), «Это больше никогда не повторится» (указательное).
3
Способные приобретать значение имени существительного слова других самостоятельных частей речи тоже в предложении бывают подлежащим. Рассмотрите несколько примеров: «Присутствующие на спектакле горячо поблагодарили режиссера» (причастие); «Взрослые часто не понимают детей» (прилагательное); «Восемьдесят – кратное число» (количественное числительное), «Двое (собирательное числительное) обогнали идущих впереди ребят», «За ними устремился третий» (порядковое числительное); «Завтра будет лучше, чем вчера» (наречие).
4
Иногда в предложении можно встретить подлежащие, выраженные междометием («Вдруг раздалось ау вдалеке»), формами слов с иными речевыми функциями («Здравствуйте – важное в нашей речи слово»).
5
Инфинитив, который нередко используется как подлежащее, сохраняет в себе значение глагола, поэтому при нем не бывает определений («Учиться никогда не поздно»). В структуре подобных конструкций предложений подлежащее обычно предшествует сказуемому.
6
Неделимые словосочетания довольно часто выполняют функцию подлежащего. Самые распространенные среди подобных сочетаний – количественное числительное или существительное, указывающее на количество, в роли главного слова и существительное в родительном падеже в роли зависимого. («Шли два приятеля вечернею порой», «Большинство ребят на каникулах отправляется в лагеря»). В предложениях нередки словосочетания-подлежащие, имеющие значение единства, совокупности: «Бабушка с внучкой отправились за грибами», «Комендантша с дочерью удалились» (П.). Могут сочетаться и выполнять функцию подлежащего местоимения, прилагательные с существительным во множественном числе родительном падеже: «Несколько мальчиков оглянулись назад», «Старший из ребят дал сигнал об опасности».
7
Для сочетаний-подлежащих, указывающих на приблизительное количество с использованием слов «больше», «меньше» «около» и т.п., особенностью будет отсутствие именительного падежа: «Около тысячи километров разделяли близких друзей».
8
Подлежащим могут быть нечленимые сочетания - географические названия, именования организаций, событий. Сюда же следует отнести устойчивые сочетания, представляющие терминологические понятия («черная смородина», «белые ночи»), крылатые выражения («ахиллесова пята», «эзопов язык»).
Источники:
  • Способы выражения подлежащего
Полезный совет
Если при синтаксическом разборе предложения встречается фразеологический оборот или синтаксически связанное словосочетание, то его можно не разбирать на отдельные члены предложения, например: «В своем классе он всегда был белой вороной».
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500